Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.
С самого утра воскресный день, 30 сентября, в липецком лицее №44 выдался ожив- лённым. Ребята и взрослые заметно волновались, пере- шёптывались, ча- стенько погляды- вая на часы. Все ж д а л и р е к т о р а Московского госу- дарственного уни- верситета имени В. М. Ломоносова, доктора физико-математических наук Виктора Антоновича Садовничего. В Липецк он приехал как председатель Большого жюри Всероссийско- го конкурса «Учитель года-2012». Столичный гость вошёл в зал – и сразу стало ясно, что встреча будет очень интересной и тёплой. Так и получилось. Сначала Виктор Антонович рассказал о самом престижном в нашей стране уни- верситете. А затем отвечал на вопросы. И если школьники задавали вопросы о конкретных специальностях, экзаменах и правилах поступления, то мамам и па- пам была интересна тема развития рос- сийского образования. К примеру, Сер- гей Владимирович Алымов, отец вось- миклассницы Кати, спросил, есть ли преимущество отечественной системы образования по сравнению с зарубежной. Виктор Антонович всем ответил очень подробно. Рассказал и доказал, что уровень об- разования в России по-прежнему один из самых высоких в мире. Для примера привёл интерес- ный факт: несколько раз в МГУ на физмат пере- водились студенты из Оксфорда, но их быстро отчисляли... за неуспеваемость! Отвечая на во- просы, ректор выделил три системы образова- ния: англо-саксонскую, германскую и восточную, или японскую. В России учатся по второй системе, по-другому её можно назвать «учитель – ученик». Здесь очень важно постоянное общение настав- ника и подопечного. Но сейчас всё сильнее «на- ступает» англо-саксонская система. По ней сту- денты учатся три года и становятся бакалаврами, а затем несколько лет работают, чтобы скопить денег на продолжение обучения в магистратуре. С одной стороны, это правильно: не все, кто по- ступил в вуз, хотят стать высококлассными спе- циалистами, многим хватает и трёх лет в вузе. С другой – такие правила приводят к «борьбе лок- тями», ведь мест в магистратуре гораздо мень- ше, чем студентов. А вот японская система для европейцев прак- тически непригодна, уж слишком разные мето- ды воспитания у них и у нас. Например, в уни- верситете города Такай все парты чистые благо- даря простому методу: если на парте появляется надпись, после занятий преподаватель оставля- ет всю группу на два часа – мыть аудиторию. Как видите, в Стране восходящего солнца не ищут ви- новатых, а наказывают сразу всех. Родители интересовались и тем, как живёт се- годня наука. Виктор Антонович посетовал, что в 90-х годах чуть ли не 80 процентов разработок наших учёных было утеряно. Например, ком- пьютеры БЭСМ-4 Сергея Алексеевича Лебедева считались лучшими в мире! Но... было принято решение закупить более дешёвые и компактные американские аналоги. Так и поступили, а свои разработки прикрыли. Самое страшное в этой ситуации то, что через некоторое время амери- канцы признались, что их компьютеры «тупико- вые» и улучшению не подлежат… Кроме вопросов «по работе», ребята поинте- ресовались и личной жизнью. Всем было инте- ресно, успевает ли отдыхать такой занятой чело- век, как Виктор Антонович. Оказалось, у ректо- ра МГУ в сутках свободно лишь полтора часа, и он всегда тратит их на вечернюю прогулку. А от- пуск – на сад и огород. Напоследок Виктор Антонович посоветовал ребятам сначала получить образование в Рос- сии, а уже потом, если будут желание и возмож- ность, отправиться учиться за границу. Чтобы не получилось, как у тех студентов из Оксфорда. Настя СТУРОВА, Павел ЖУКОВ, Софья МИЛЮТИНСКАЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz