Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.
«ЕСЛИ РАЗОБЬЮСЬ, ТО ОДИН…» На последней стоянке, неподалёку от Север- ного полюса, на острове Рудольфа, лётчики на- конец дождались разрешения синоптиков к по- лёту. Павел Георгиевич Головин, который управ- лял разведывательным самолётом, подошёл к Водопьянову: – Михаил Васильевич, я ведь полечу первым, на разведку. Можно мне приземлиться на льди- не полюса? Я понимаю, посадка моего самолёта не входит в задание, но всё же… – Решай сам, – ответил командир. – На твоём месте я бы сел не раздумывая. Но из-за сильного тумана самолёт Головина так и не смог опуститься на льдину. Пришлось вернуться обратно, разведав обстановку только сверху. Ведь речь шла о жизни людей, рисковать было нельзя. Остальные лётчики, которые пока находились на острове Рудольфа, получили от Головина со- Тогда механики, ничего не сказав Михаилу Василье- вичу, на лету про- резали обшивк у крыла, нашли течь и при сильнейших морозе и ветре, об- жигая руки, обмо- тали трещину изо- ляционной лентой. А небо между тем затянулось, видимость резко сократилась. Вышли из строя обе радиостанции. На большой земле перестали получать сообщения и уже счи- тали экипаж Водопьянова погибшим. И вдруг штурман Иван Тимофеевич Спирин закричал: – Под нами полюс! Теперь всё зависело только от мастерства Во- допьянова. Ему предстояло посадить самолёт на льдину, а между тем крепость её не была известна. Ошибись он – весь экипаж погиб бы. Михаил Ва- сильевич выбрал место неподалёку от разводья. Это была ровная площадка метров семьсот дли- ной. Кругом – огромное нагромождение льдов, приземлиться надо было очень точно. И вот в 11 часов 35 минут самолёт сел на Се- верном полюсе. Заработала одна из радиостан- ций, радостная весть облетела весь мир. А эки- паж сфотографировался на память… Через несколько дней к отважным покорите- лям Севера вылетели три самолёта, которым Во- допьянов приказал ждать на острове Рудольфа. Правда, с первой попытки достичь полюса уда- лось только Василию Сергеевичу Молокову, од- ному из опытнейших лётчиков. Остальные при- летели 5 июня. И началась долгая научная зимов- ка на дрейфующей льдине, где уже развевался на ветру флаг нашей Родины… Владимир МЕРКУРЬЕВ, руководитель поискового клуба «Воздушные искатели». общение: «Возвращаюсь обратно». Это означа- ло, что им лететь нельзя. Но Водопьянов не по- слушался: – Сейчас полечу я. Если разобьюсь, то один. А когда сяду, вы ко мне прилетите. Но одного его не пустили. Вместе с Михаи- лом Васильевичем в самолёт сели 12 человек, в том числе Отто Юльевич Шмидт, начальник бу- дущей дрейфующей станции Иван Дмитриевич Папанин, радист Эрнст Теодорович Кренкель и кинооператор Марк Антонович Трояновский. И 21 мая 1937 года в 4 часа 52 минуты самолёт Во- допьянова взял курс на Северный полюс. «ПОД НАМИ ПОЛЮС!» Солнце светило ярко, горизонт был сво- боден от облаков. Но на самом последнем участке пути из радиатора начал вытекать антифриз – жидкость, охлаждающая дви- гатель. Самолёту грозил перегрев, он мог взорваться. М. В. В одопьянов. Михаил Васильевич и его самолёт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz