Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.

П осмотрите на эт у фотографию, доро- гие читатели. На ней вы видите членов первой советской экспедиции на Северный по- люс. Снимок сделан 21 мая 1937 года, через не- сколько часов после того, как весь мир обле- тела их телеграмма: «Москва, Главсевморпути, остров Рудольфа. В 11 часов 10 минут самолёт «СССР-Н-170» под управлением Водопьянова, Бабушкина и Спирина пролетел над Северным полюсом. Пробив сплошную облачность, ста- ли искать льдину для посадки и устройства на- учной станции. В 11 часов 35 минут Водопьянов блестяще совершил посадку. Льдина, на которой мы остановились, расположена примерно в двад- цати километрах за полюсом. Начальник экспе- диции Отто Шмидт». Сегодня, когда в авиации используют новей- шие компьютеры, полёты в самую северную точ- ку земного шара совершаются нечасто, но регу- лярно. И неизвестно, каким бы было это сегод- ня, если бы 75 лет назад самолёт «СССР-Н-170» вёл не наш земляк Водопьянов, а кто-то другой. КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ Путь к этому великому дню был долгим и труд- ным. К Северному полюсу пробивались на соба- чьих упряжках, дирижаблях, самолётах. Боль- шинство храбрецов погибали, и стало ясно, что в одиночку покорить царство вечной мерзлоты невозможно. За смельчаками должна стоять це- лая страна. Обязательно надо сконструировать мощные самолёты, которых в те годы в мировой авиации не было. И вот в 1936 году в Советском Союзе создали самолёт АНТ-6, способный доставить членов экс- педиции и оборудование на Северный полюс. А через год утвердили состав экспедиции. Возгла- вил её ОттоЮльевич Шмидт – советский учёный, математик, географ, астроном, геофизик, исследова- тель Севера. Руково- дителем лётного от- ряда назначили на- шего земляка, к тому времени уже Героя Советского Союза, Михаила Васильеви- ча Водопьянова. Итак, железные птицы были готовы к броску с москов- Сегодня, когда в авиации исполь- зуют новейшие компьютеры, полё- ты в самую северную точку земно- го шара совершаются нечасто, но регулярно. И неизвестно, каким бы было это сегодня, если бы 75 лет назад самолёт «СССР-Н-170» вёл не наш земляк Водопьянов, а кто-то другой. ского аэродрома. Ясное утро 22 марта 1937 го- да… Взлёт! ВЫНУЖДЕННЫЕ ПОСАДКИ Первую посадку Михаил Васильевич сделал в Холмогорах – большом селе Архангельской обла- сти на берегу Северной Двины. Погода была не- лётной, дул сильный ветер, облака встали плот- ной стеной, сократив видимость практически до нуля. Пришлось ждать целых десять дней. 11 апреля на разведку отправился более лёгкий самолёт, вёл его Павел Георгиевич Головин. Но, долетев до моря, он наткнулся на сплошную сте- ну облаков. Пришлось приземлиться в Нарьян- Маре – городе в низовье Печоры, неподалёку от Баренцева моря. Следом вылетел Михаил Васильевич Водопья- нов. Он сумел пробить облачность и выйти из неё, следом за ним полетел весь экипаж… Следующую посадку совершили на Маточки- ном Шаре – берегу пролива, который соединя- ет Баренцево море с Карским. Здесь царствова- ла пурга, самолёты моментально занесло снегом, их пришлось откапывать. На какие-то несколько часов ветер прекратился. Не используй это лёт- чики – их пребывание на МаточкиномШаре зна- чительно затянулось бы. Но они успели. Такую почтовую марку стали выпускать в 1938 году.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz