Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.

– Конечно, эти исключения есть. Дети не- работающих родителей находятся в трудной жизненной ситуации, им путёвки предоставля- ются бесплатно. Но для этого папам и мамам надо обратиться в управление социальной за- щиты Липецкой области. Там подробно объ- яснят, какие документы потребуются. – Юрий Николаевич, а чем интересна история загородных оздоровительных ла- герей в нашей, Липецкой, области? – Вообще, нашему краю очень повезло. Ведь здесь жили и работали настоящие мастера во- жатского дела, педагоги по призванию: Сталь Анатольевич Шмаков, его последователи, уче- ники. Недаром именно к ним из многих горо- дов нашей страны и даже зарубежья приезжа- ли взрослые, которые хотели научиться дру- жить с детством. В Липецкой области несколько десятилетий подряд работала своеобразная лет- няя академия ребячьего отдыха. Без каких-либо натяжек можно сказать: не будь в наших лагерях этой академии, неизвестно, стал бы таким зна- менитым «Орлёнок», сейчас это Всероссийский детский центр. Ведь многие его конкурсы, игры, песни придумали вожатые именно наших, липец- ких, лагерей. – Вообще, работа вожатых, массовиков-за- тейников, игровиков – это огромный труд… – Огромный, ежеминутный и очень ответ- ственный. Ещё будучи студентом Липецкого пе- дагогического университета, а в те годы – ин- ститута, я работал вожатым в лагере «Солнечная республика», что в Задонском районе. У нас было принято готовиться к работе в лагере ответствен- но и загодя. Уже в начале весны вожатые каждой смены собирались вместе, придумывали конкур- сы, игры, праздники. А уж когда приезжали в ла- герь, находились «на посту» 24 часа в сутки, по- нимая, что вожатый – это и психолог, и учитель, и воспитатель. Помню, в моём отряде был мальчик лет деся- ти. На третий день смены я заметил, что он ко- солапит. В ближайший родительский день пого- ворил с его мамой. Она, оказывается, ничего не знала о плоскостопии сына и очень удивилась мо- ей внимательности… Другой случай произошёл в лагере «Проме- тей». Я услышал, как мальчишки ругаются матом. Сначала растерялся: что делать? Пропустить ми- мо ушей – значит дать понять, что я одобряю не- цензурную брань. Ругаться на них бесполезно. На- верняка взрослые уже отчитывали ребят за это, только пользы, как было видно, не вышло. Я по- просил их громко и медленно повторить сказан- ное во всеуслышание. Мальчишки этого не ожи- дали и очень смутились. Повторить, конечно же, не смогли. Больше в течение смены я не слышал от них ни одного нецензурного слова. – А чем, на ваш взгляд, нынешние загород- ные детские лагеря отличаются от пионерских? – В пионерских ребята жили по общим законам пионерии, а сейчас в каждом летнем царстве свои традиции. Это одновременно и хорошо, и плохо. К примеру, такой штрих. В прошлом ни у ребят, ни у взрослых не возникало вопроса, как обра- щаться друг к другу. Были замечательные слова: пионер, товарищ. А сейчас, приветствуя маль- чишек и девчонок, взрослые говорят: «Дорогие участники смены!». Согласитесь, такое безликое и официальное обращение не объединяет маль- чишек и девчонок. Ведь участники смены – всё равно как ученики школы: среди них могут ока- заться и ребята, способные на плохой поступок. А обращения «пионер», «товарищ» уже сами по себе объединяли ребят одним большим делом, достойны которого лишь хорошие люди.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz