Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.
С выше шестидесяти экспонатов, приехав- ших в Липецк из Государственного музея А. С. Пушкина в Москве, призва- ны не только познакомить нас с кол- лекцией главного пушкинского му- зея России, но, прежде всего, по- мочь ощутить атмосферу, дух того времени, когда жил и работал ве- ликий поэт, и, конечно, приоткрыть дверцу в заветный мир его творений. Итак, путешествие начинается… Когда попадаешь в светлую и уют- ную анфиладу первого этажа До- ма генерала А. М. Губина, в кото- ром находится Липецкая областная картинная галерея и где расположилась «Душа в заветной лире…», не покидает чувство, что эти старинные гравюры на стенах, аккуратные томики прижизненных изданий произ- ведений А. С. Пушкина, страницы ру- кописей и небольшие предметы бы- та первой трети 19-го столетия были здесь всегда. Ведь Дом Губина по- строен как раз в пушкинскую эпоху – в начале 1830-х годов. Более того, его история хранит легенду, связан- ную с именем великого поэта: вы- сказывались предположения, что это здание стоит на том самом месте, где в 18-м веке находилась усадьба, принадле- жавшая предкам А. С. Пушкина по ма- теринской линии. Может быть, эту тайну хранит нахо- дящийся в одном из залов миниатюр- Вряд ли ошибусь, если предположу, дорогие читатели, что имя заме- чательного русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушки- на вам хорошо знакомо. Его сказки о чудесной рыбке и золотом петуш- ке, царе Салтане, хитром попе и находчивом его ра- ботнике Балде, увлекательные «Повести Белкина» и «Капитанская дочка», настоящая «энциклопедия русской жизни» – роман в стихах «Евгений Онегин» и другие произведения уже не одно столетие учат нас размышлять над своими поступками, быть добры- ми, честными, терпеливыми и житейски мудрыми. Творческое наследие Александра Пушкина – это це- лый мир удивительных образов и поистине весомая часть отечественной культуры. Именно ему, непре- взойдённому гению русского слова, посвящена новая выставка «Душа в заветной лире…» в Липецкой областной картин- ной галерее. ный портрет Надежды Пушкиной, матери поэ- та… Её гордый, слегка экзотический профиль, увековеченный художникомМ. Циммером в самом начале 19-го века, полон благо- родства и какого-то особенного изя- щества. Нужно сказать, что портреты столь небольшого размера (оттого мы и называем их латинским словом «ми- ниатюры») были чрезвычайно распро- странёнными во времена А. С. Пушки- на. Такие изображения охотно брались в далёкое путешествие как напомина- ние о родных, оставшихся дома. К чис- лу подобных принадлежит и «Портрет А. С. Пушкина-ребёнка». Вам наверня- ка хорошо известны портреты взрослого Пушки- на (два из них – акварельный кисти П. Соколова 1836 г. и гравированный, исполненный ху- дожником В. Матэ в 1899 г., – находятся на выставке), а вот видеть его изобра- жение в детстве, думаю, вряд ли дово- дилось. О том, что это портрет А. С. Пушкина, долгое время знал толь- ко его последний владелец – артист В. С. Якут (1912–1991), который и сам не раз выступал в театре в роли Александра Сергеевича. Позже этот факт подтвердился и сложными на- учными экспертизами, доказавшими, что миниатюра изображает именно бу- дущего классика русской литературы в возрасте трёх или четырёх лет. В те времена небольшими создава- лись не только портреты. Маленьки- Миниатюрный портрет Надежды Пушкиной, матери поэта. Художник М. Циммер, начало 19-го века. Портрет А.С. Пушкина- ребёнка. Его последний владелец – артист В. С. Якут (1912–1991). А. С. Пушкин. Художник П. Ф. Соколов. 1836 год.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz