Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.

В месте с моей маленькой внучатой племянницей Анеч- кой, ей четыре годика, мы пришли в Липецкий музей на- родного и декоративно-при- кладного искусства на вы- ставку. И вдруг увидели в гардеробе объявление про ку- кольный мастер-класс. До на- чала оставалось всего 10 ми- нут. Взбежали по лестнице на второй этаж, а там уже женщины сидят за столом и мастер пришла, Екатерина ЗУЙКОВА. Такое нужно хранить – Это кукла на закличку вес- ны. Её нашли в Тульской обла- сти, – объясняла Катя. – Чтобы птицы весной прилетали, собирались в деревне женщины, де- лали такие игрушки, выходили с ними на самое высокое место, на холм, и с песнями, плясками кликали весну. Такую куклу мы сейчас с вами и сделаем. Перед каждой из нас лежала стопка весёлых ситцевых лоскутков разной величины и расцвет- ки. Причём видно, что ткань не отрезана, а обо- рвана. В изготовлении народной куклы это обя- зательное условие – рвать, а не резать. Анечка рот раскрыла, сидит тихо, смирно, слу- шает, смотрит, помогает мне. Катя подробно объ- ясняла: сначала плотную ткань скатать, получа- ется столбик, столбушка. Его обматывают в трёх местах ниткой. Анечка взяла в руки катушку и по- могала мне разматывать нитку, обрезала её нож- ницами. Из двух лоскутков складываем рукава. Самым большим ситцевым лоскутом обматыва- ем куклу, делая сборки. Это сарафан. Над сара- фаном приматываем ниткой маленький лоску- ток другого цвета – это уже фартук. А верхняя часть белой столбушки – голова куклы. На неё – платок, для чего складываем треугольниками квадрат- ный лоскут и тоже прима- тываем его ниткой. В тради- ционных народных куклах, оказывается, никогда ни- чего не пришивали. Мы с Анечкой стараемся. Наконец совсем ма- ленькие квадратики ткани складываем треуголь- никами, делаем на конце защипочки – это птички. Одну птичку приматываем по- верх платка на голову, две дру- гие – на фартук, в разных ме- стах. Готова куколка! У Анеч- ки широко открыты глаза, а я и сама удивляюсь, что у нас вдруг получилась такая чудесная, ве- сёлая кукла. Уж каких только кукол нет у нашей Анечки, а вот такую, тёп- лую, сделанную своими руками, нигде не купишь! Потом одна из женщин по- ставила всех куколок на стол и сфотографировала. Радостные, попрощались мы со всеми, поблагодарили масте- ра Екатерину Зуйкову и выш- ли на улицу. Прилетевшие с юга птицы уже с утра щебета- ли. Ещё час назад мы с Анечкой представления не имели о та- кой кукле – и вдруг побывали в сказочном мире, и необычная игрушка у неё в руках! Мы с Анеч- кой попрощались, и она уехала с родителями, а я, невольно улыбаясь, пошла домой. Конечно, ку- колка эта была придумана в народе, ещё не про- свещённом крещением, вот люди и обращались к силам природы. А с добрыми мыслями сделана, со светлыми чувствами, с душой! Конечно, такое нужно хранить. Пришла в музей снова … …И я снова пришла в музей, на следующее же занятие мастерской авторской куклы, которую ведёт Екатерина Зуйкова. Здесь, оказывается, отдельное помещение, и сколько тканей, лоскутков красивых! Сколько ку- кол чудесных! Участницымастерской делали в тот вечер ту же самую куклу. Села за стол и я, и с по- мощью Кати и Антонины Любивой снова сдела- ла куколку, только поменьше, чем в первый раз. А Катя на мой вопрос, с чего у неё это началось, рассказала вот что: – В школе я чинила кукол. Шила для них одёж- ку. А в первом классе родители отправили меня на лето к бабушке в Зауралье, в Курганскую область, деревню Чаши. Бабушка взяла платок и скрутила куколку – и ручки, и юбка, и голова получились. Было интересно играть именно с этой куклой, а не с готовыми игрушками. От бабушкиной ку- клы исходило нечто, что ощущалось не разумом,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz