Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2012 г.

В конце марта в Липецкой об- ластной картинной галерее от- крылась выставка «Роман «Война и мир» глазами русских художников», посвя- щённая 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Можно ли такое пропустить любознательному человеку? *** В экспозицию вошло около семидесяти графи- ческих листов-иллюстраций из собрания Госу- дарственного музея Льва Николаевича Толсто- го в Москве. Меня сразу очаровали благородные лица, которые смотрели из-за стекла с чёрно-бе- лых и цветных рисунков. Я рассматривала их пе- ред началом экс- курсии, и сотни вопросов кру- тились в голо- ве... Как осмели- лась поцеловать взрослого мо- лодого человека совсем юная де- вушка с чёрны- ми кудряшками на иллюстрации Мих аила Ба - шилова ? О чём грустит героиня на гравюре Ан- дрея Никола- ева ? Как про- изошла в Мы- тищах встреча Наташи и ра- неного Андрея, нарисованная Леонидом Па- стернаком ?.. А потом во- п р о с ы п р и - шлось отодви- нуть в сторо- ну, потому что история каждого художника-иллюстратора «Вой- ны и мира» оказалась очень интересной. К примеру, Михаил Сергеевич Башилов стал первым, кто взялся за воплощение образов ро- мана. Это был настоящий мастер своего дела, к тому времени известный прекрасными иллю- страциями к комедии Грибое- дова «Горе от ума», и, кроме того, двоюродный дядя жены Толстого Софьи Андреевны. Именно он выделил в «Войне и мире» ключевые сцены, ко- торые потом изображали мно- гие художники. Толстой и Башилов работа- ли сообща. После их совмест- ного творчества сохранилась большая переписка , мимо которой не прошёл ни один иллюстратор, взявшийся за «Войну и мир». И вот поче- му... Едва из-под пера Толсто- го выходила очередная глава, он тут же отправлял её Башилову. И спустя не- которое время получал обратно вместе с черно- вым вариантом иллюстрации. Если автору всё нравилось, Михаил Сергеевич переносил рису- нок «набело». Однако Лев Николаевич неред- ко делал поправки и замечания. «Багратион со- всем не хорош, – написал он однажды. – Черты должны быть грубее гораздо, потом не шапка, а картуз со смушками – это исторический костюм. Бурка всегда носится на боку – так что прореха над правым плечом». И художник переделывал работу. Трудился он медленно, потому что про- думывал всё до мельчайших деталей и очень ста- рался. Однако Толстому такой темп не нравил- ся. Сам он писал быстро, часто менял содержа- ние уже отправленных художнику глав, заставляя Михаила Сергеевича не раз возвращаться к од- ним и тем же рисункам. В результате их творческий союз продержался три года, и Башилов успел проиллюстрировать лишь две первые части романа, после чего граф приостановил работу над «Войной и миром» и отказался от услуг дальнего родственника. Для Михаила Сергеевича это был тяжёлый удар. На- столько тяжёлый, что вскоре он умер... Михаил Сергеевич Башилов (1821 – 1870). Художник, первый иллюстратор романа «Война и мир». «Наташа и Борис Друбецкой в цветочной». Художник М. Башилов. «Траур Наташи». Художник Надя Рушева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz