Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.

И, наконец, из Орфографии прибыл председатель Совета – О р фограмма . Пока члены Совета занимают свои места, от- ветьте на вопрос: ЗАДАНИЕ 1. П о чему именно Орфограмма является председателем Совета, который помо- гает ребятам избавиться от ошибок? Правильный ответ подскажут учёные: «Бывает так, что мы не знаем, какую букву надо написать в слове. Тогда мы обращаемся к правилу. Такие буквы называются орфограмма- ми» (Т. А. Ладыженская). «Орфограмма (от греч. orthos – правильный и gramma – буква) – правильное написание, кото- рое нужно выбрать из ряда возможных» (В. Ф. Иванова). Вопрос первый: Для чего нужно быть гра- мотным? – Первый вопрос вообще не вопрос! Неужели кто-то задаёт его всерьёз?! – К сожалению, уважаемый Словарь! И вот что из этого получается. Недавно в нашей газете «Орфографическая правда» мы объявили конкурс на лучшуюновогод- нюю сказку. Почитайте-ка одно «произведение»: Хотите увидеть чудо? Тогда спишите! Но- вогодний утренник начинается! Надо чуть- чуть поседеть под ёлкой и произнести за- клинание: «Тот, кто в сказку просится, раз – и переносица!» Вот вы и в волшебной стране. Весна. Ни снега, ни луш. Солнце на небе запивает: «Освищу весь белый свет!» На полянке ста- до кос резвится. Вокруг – кусты рос. Не- далеко лиса. Еле, под одной – грусть. Он такой большой, что на нём код лежит, вер- тится с бачка на бачок, на гуслях играет. Прибежал кон, обижал грусть, полоскал кота и стал под его гусли полку плясать! Тут над поляной самолёд показался. Над кабиной флаг развивается, из окон – камеры дружно сёмку ведут. Отварилась дверь и… (в страхе) : –Прекратите, пожалуйста! Это не сказка, а ужастик! Солнце свистит, какой- то кон кота полощет, дверь сама варится!.. – Как там писал Коля-«нуишток»? «По- думаеш – одна букофка!» Эх, попался бы он мне! Я бы… (перебивая) : – Думаю, что всё ясно. При- нимаем решение по первому вопросу. ЗАДАНИЕ 2. Как вы думаете, какое решение по пер- вому вопросу примут члены Совета? Пе- речитайте сначала все безграмотные послания и вывески, затем прочитай- те слова знаменитых людей, подумай- те и запишите свой вариант решения. «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, что недопустимо» (академик Л. В. Щерба). «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, не- верно» (писатель А. Н. Толстой). Вопрос второй: В чём причины безграмот- ности? (кричит сердито) : – Не стараются! Не учат! Не повторяют! Надо больше писать! Читать! Учить! Зубрить! – Зубрить?! Это вы через край хвати- ли, дорогой Глагол! Вспомните, как писал поэт В. Левин: Долбёжкой мало что возьмёшь – Я это знаю точно. А то, что хорошо поймёшь, Ложится в память прочно. Понимать правило – вот что важно! – Понимать?! Для этого надо уметь МЫСЛИТЬ! А эти лентяи не умеют со- поставлять, анализировать, обобщать, систематизировать! А ещё не умеют себя контролировать! – Дорогой Глагол! Не забивайте детям головы! Ничего не надо «анализировать и систематизировать»! Все слова есть в словарях! Ученики! Чтобы справиться с трудными словами, Обложитесь поскорее словарями: Толковыми и фразеологическими, Морфемными и орфоэпическими, А также словарями синонимов, Антонимов, Омонимов…

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz