Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.
Л ипецк обрёл крылья 4 ноября 1918 года. В тот день эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец» впервые появилась в небе над городом. С этого момента началась новая исто- рия Липецка, авиационная. Наши земляки-пилоты в годы Великой Оте- чественной войны совершили много подвигов. К примеру, Сергей Гаврилович Литаврин в 90 воздушных боях лично уничтожил 19 самолётов и 2 аэростата противника, за что и был удостоен звания Героя Советского Союза. А Владимир Лу- кьянович Басинский получил «партизанскую» Звезду Героя за то, что его воздушная эскадрилья терзала фашистских захватчиков в тылу. Митро- фан Алексеевич Ануфриев отличился смелыми, по-военному наглыми разведывательными выле- тами. И ещё много-много липецких пилотов, ко- торые не щадили себя ради защиты Родины. Г руз ответственности перед великим прош- лым липецкой авиации сильно давил на меня. Поэтому, прежде чем отправиться в клуб «Юный авиатор», я долго бродил по просто- рам Всемирной паутины, выискивая информа- цию о самолётах, теории полётов и навигации. Мне очень не хотелось выглядеть перед ребя- тами абсолютным профаном. А то поднимут на смех взрослого дядьку за какой-нибудь глупый вопрос. Скажу сразу, насмешек избежать так и не удалось… Специально для меня, как для самого «отста- лого» ученика, руководитель клуба Юрий Ильич Шеренгин начал с теории навигации. Перед на- ми лежала топографическая карта местности. Чтобы добраться из пункта «А» в пункт «Б», не- обходимо досконально изучить маршрут, найти точки ориентирования. Потом проложить линию полёта, замерить расстояние и задать скорость. После – отрезок разделить на минуты. И уже во время полёта сверять «точки» с местностью че- рез каждые пять минут. К примеру, на десятой минуте полёта справа должно быть озеро. Если оно есть, значит, всё верно и можно смело про- должать движение. Главное, чтобы погода была хорошая. Это самый старый метод – визуальный. Но это уже отголоски прошлого. Сейчас все са- молёты оборудованы радионавигационной си- стемой. Радиокомпас, настроенный на нужную частоту, приведёт пилота в точно указанное ме- сто независимо от погоды. А ловить на себе насмешливые взгляды я начал, когда принялся изучать «Типовые схемы снижения для захода на посадку с применением систем посадки». Коор- динатные линии, векторы… С алгеброй и геометрией нужно было подружиться в школьные годы, сейчас уже поздно. А после раздела «Изменение курса с по- мощью гироскопических курсовых при- боров» я понял, что пора идти в трениро- вочный зал и знакомиться с лучшим другом лётчика.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz