Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.

5 Â каждой православной семье накануне светлого радостного праздника Пасхи идут приготовления: пекут высокие куличи, де- лают творожную пасху в специальной форме в виде пирамиды с изображением букв «Х» и «В» и красят в разные цвета яйца. Яйца – символ праздника. Их дарят друг дру- гу и хранят целый год до нового христосова- ния. Откуда пошла эта древняя традиция? Первое пасхальное яйцо получил в дар рим- ский император Тиберий. Его преподнесла свя- тая Мария Магдалина со словами: «Христос Воскресе!». С тех пор и возник обычай дарить друг другу крашеные яйца. В России Пасха всегда особо почиталась сре- ди важных церковных праздников. Кроме за- тейливо расписанных натуральных яиц, гото- вили ещё специальные подарочные, или су- венирные. В создании пасхальных сувениров прини- мали участие императорские и частные заво- ды, лучшие художники и ювелиры. В дело шли самые разные материалы. Яйца вытачивали из дерева и расписывали по золоту яркими травными узорами с фантастическими птица- ми и зверями иконописцы Оружейной пала- ты и монахи Троице-Сергиевой лавры. На им- ператорском фарфоровом заводе выпускали пасхальные яйца с вензелями их император- ского величества, украшенные шёлковыми лентами с бантами. Художники-ювелиры про- славили фирму «Фаберже» неистощимой фан- тазией в изготовлении пасхальных сувениров из золота и серебра с эмалями и драго- ценными камнями. Удивительные красные и синие лаковые яйца из папье-маше делали иконопис- цыПалеха иМстеры. Они укра- шали их миниатюрами с хри- стианскими сюжетами. Более незатейливые яйца токарили в Московской, Нижегородской и других губерниях России. Их покрывалимасляной или эмалевой краской и ри- совали на них яркие цветочные узоры, храмы, изображения святых или просто буквы «Х» и «В» – Христос Воскресе. Называли такие яйца в разных местах по-своему: крашенками, пи- санками, мазанками. При дворе русских царей и императоров уже с эпохи Алексея Михайловича существовал це- лый церемониал празднования Пасхи, кото- рый включал одаривание своих приближённых пасхальными яйцами – выточенными из дере- ва и кости или раскрашенными натуральными красками. Хозяйственный двор в пасхальные дни напоминал огромный инкубатор, превра- щающий обычное – куриное, гусиное, утиное и голубиное – яйцо в яркое цветное чудо. Яиц порой уходило до 37000 штук. В 18-19 веках, кроме костяных и деревянных, стали изготавливать яйца из стекла и хрусталя с резьбой, из драгоценных металлов и камней, из фарфора и даже шитые бисером и шёлком. В русских городах, начиная с конца 19-го и до начала 20 века, обычай дарить пасхальные яйца стал обязательным для всех. И во двор- це, и в самой бедной семье, и даже в казарме в светлые пасхальные дни звучало: «Христос Воскресе!». Русские женщины всегда были мастерица- ми. Домашнее рукоделие ценилось ничуть не меньше, чем рисование и музицирование. Ба- рышни, закрывшись в светёлках, часами про- сиживали над рукоделием, вышивая бисером пасхальный сувенир кому-нибудь из своих близких… Надеемся, что русские мастерицы 21 века тоже будут радовать близких пасхаль- ными сувенирами. Рассказано по журналу «Божий мир», который издаёт Российский детский фонд.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz