Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.

15 –Аблагодаря чему произведе- ние стало шире и глубже? Этогоянезнал, даинемогзнать. «Ширше и глубжее», – с горечью подумаля. Ловушка захлопнулась, и надо мной вот-вот должен был взвиться меч Немезиды. – Ну что, что вкрапилось в му- зыкальную ткань «Страстей», – продолжала мягко настаивать ГТФ, открывая мою зачётку. «Вкрапилось, вкрапилось, – сразу закрутилось в моей голо- ве, – вкрапилось… Что малень- кого было у Баха? Маленькие… что? Прелюдии и фуги?» Увы, чем упрямей голова отказывалась ра- ботать, тем более угрожающей становилась пауза. Между тем ГТФ отложила зачётку и прони- цательно посмотрела на меня. И тут осенило. – Ну, как «благодаря чему»? – пожал я плечами, стараясь ни- чем не выдать радость своего от- крытия. – Благодаря введению в ткань произведения хоралов. И облегчённо перевёл дух. – Но ведь секунду назад вы этого не знали? – озада- ченно спросила Филенко. Её «детектор лжи» по- прежнему работал на пол- ную мощность. – Вы мне сами подсказа- ли, – сконфуженно признал- ся я. И в ответ на её удивлен- ный взгляд пояснил: – Вы ска- зали «вкрапились»… Она откинулась на стуле и оценивающе оглядела меня. – У вас хорошая реакция, – похвалила она. – Но знания ваши клочковаты и бессистем- ны. Давайте сделаем так. Я гото- ва вам поставить пять с мину- сом, но завтра выпридёте комне на экзамен с пианистами, чтобы мы завершили наш разговор. – Это…снова тянуть билет?! – не поверил я своим ушам. – Разумеется, – подтверди- ла ГТФ. Вероятно, это был величайший знак доверия. – Галина Тихоновна, – взмолил- ся я. – Я был бы счастлив общать- ся с вами сколько угодно, но… только не на экзамене. – А пять с минусом, – напомни- ла она, тонко улыбнувшись. – Раз- ве вы не хотите получить у меня пять с минусом? Особую интонацию в этом «У МЕНЯ» я прекрасно расслышал и оценил. Я был знаком с людь- ми, удостоившимися у Филенко пятёрок, и взирал на них с вели- чайшим почтением, но вторич- но идти к ней на экзамен было выше моих сил. Я виновато опу- стил голову. – У вас что, совсем отсутству- ет самолюбие? – поразилась ГТФ. – Полностью, – с готовностью сообщил я. – Вообще. Совершен- но. Всецело. Несколько мгновений она изу- чала меня, как изучают неизвест- ную бациллу. – Сколько же прикажете вам поставить? – спросила ГТФ с лёг- ким оттенком брезгливости (она так и сказала: «прикажете»). К этому вопросу я был готов за- долго до экзамена. «Стипендия! – пульсировало в моей голове. – Стипендия!» – Четыре с минусом, – робко «приказал» я. Она снова бросила на меня бы- стрый взгляд. – Так тому и быть, – сказала она, утрачивая ко мне всяческий интерес (к слову, так и не возоб- новившийся в процессе нашего дальнейшего общения). …Мне вспоминается сокурс- ник, который однажды крупно повздорил с Самим Ректором (вот перед кем тогда трепета- ла вся консерватория – от пер- вокурсника до профессора!). Это произошло в фойе обще- жития, я был свидетелем их короткой и злой перепалки. Позже рассказывали, будто вслед за ней после- довало негласное указа- ние на ближайшей сессии «за- валить» этого парня по всем дисциплинам. Говорили даже, что кое-кто из педагогов, у кото- рых учился мой сокурсник, по- спешил выполнить Высочайшее повеление. Не знаю, насколь- ко правдива эта молва и было ли вообще такое указание. Точ- но знаю лишь одно: на той сес- сии, о которой идёт речь, наша Филенко поставила «виновни- ку» пять с плюсом. Он, конечно, благополучно окончил консер- ваторию не только поэтому. Но ведь и поэтому тоже! Она была, безусловно, не- заурядной, блестящей лично- стью, и сегодня этот блеск ни- чуть не потускнел. Во вся- ком случае, в моих глазах. Время, в которое я учил- ся, было временем застоя, когда властвовали шабло- ны и штампы, клише и тра- фареты. ГТФ не придержи- валась никаких официаль- ных стандартов. Она никог- да не плыла ни по течению, ни против него. Дело в том, что Галина Тихоновна Филенко сама и была течением. Михаил ГЕРЦМАН, композитор, председатель Союза композиторов Республики Коми, заслуженный деятель искусств РФ. Специально для «На вырост!».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz