Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.
7 П рототипов героев расска- за ВасилияШукшина «Сре- зал» я впервые увидела, когда была школьницей. В наш класс пришёлновый учительматемати- ки, хорошо знающий предмет, но мягкосердечный. Эта мягкость и помешала емудержатьнас в узде. А мы, мгновенно почувствовав слабинку, принялись доказывать свою взрослость самыми глупы- ми способами. Стоило учителю выйти из класса, рисовали в его конспектах. Подкладывали ему на стул листы, испачканные кле- ем. Прятали мел, жужжали, ква- кали… Владимир Анатольевич мягко ругал нас, а мы всё больше распоясывались. И однажды ре- шили срезать его по математике. Наташа, которую за жёсткий характер звали Екатериной Ве- ликой, подняла руку и сказала, что не поняла последнюю тему. Владимир Анатольевич объяс- нил ещё раз и спросил, понятно ли теперь. – Нет! – улыбаясь, сказала Ека- терина и кивнула классу: мол, на- чинаем срезать. – Непонятно! – поднялся гул. Учитель объяснил снова. Ещё раз и ещё. Но все дружно кри- чали, что ничего не поняли. Не участвовали в «срезании» толь- ко моя подруга Лена и я. Но и сказать хоть слово в защиту учителя тоже не посмели – тог- да ещё боялись «отколоться» от коллектива. Владимир Анатольевич всё больше терялся: выходило, что учитель онплохой, раз объяснять не умеет. В завершение Екатери- на обронила: – А вы почему теорему Ферма не доказали? Способностей не хватило?.. Объяснять, что эта теорема никак не связана с геометрией и получается, что все математики мира люди неспособные, было бесполезно. Доказывать что-то глупым людям – всё равно что дрессировать какую-нибудь амё- бу. Усилий много – толку нет. А на следующий день по шко- ле пополз слух, что наш матема- тик – полный бездарь… С тех пор прошло пятнадцать лет, но прообразы героев рас- сказамне встречаются часто. Они разноговозраста, как сейчасмод- но говорить, разных социальных групп, характеров, но всех объе- диняет точно подмеченное Шук- шиным стремление выставить собственное «я» путём глупого унижения другого, действитель- но образованного человека. По- знакомлю с героями рассказа «Срезал» и вас, дорогие читатели. В деревню приехал из города сын одной селянки, Иван Журав- лёв, кандидат филологических наук. Чуть не все селяне пришли к нему в гости во главе с неким Гле- бом Капустиным, местным «авто- ритетомначитанности». Глеб стал задавать Журавлёву вопросы «научного» характера, а по сути перечислялнаиглупейшийнабор терминов, которые и сочетать-то вместе нельзя. Растерявшись от такой необразованности, канди- дат наук сначала пытался объ- яснить, что Капустин несёт пол- ную чушь, потом растерялся. Но селяне-то ничего не поняли! Они приняли растерянность Журав- лёва за поражение. И посчитали, что «умный» Капустин срезал кан- дидата наук, доказал, что учить- ся «для корочки» десять лет – пу- стое дело… В завершение расскажу анек- дот, который, говорят, впервые рассказал своим домочадцам Лев Толстой. Русские люди, после смер- ти попавшие в ад, кипят в боль- шом котле. Котёл этот крышкой не закрыт, никаких ограждений рядом нет. Но никто из него ещё не вылез. Потому что, даже если какому-то ловкому человеку удастся выбраться из огненного варева, его затолкают обратно за- вистники. Но постойте: так ли уж всё плохо у нас, дорогие читате- ли? Разве не тот же Толстой пи- сал, что исконно русскому чело- веку свойственны широта души и благородство?.. Софья МИЛЮТИНСКАЯ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz