Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.
3 Н а урок Ирины Алексан- дровны Карих , учителя истории и обществознания 42-й школы посёлка Лев-Толстой , я опоздала на несколько минут. И когда взялась за ручку двери, по спине, как двадцать лет на- зад, побежали мурашки. Пока- залось, что вдобавок я забыла дома портфель и не выучила до- машнее задание. Но дверь меж- ду тем уже открылась, и я шагну- ла за порог… Издесь грянулмаршМендель- сона. Одно наваждение смени- лось другим: со школьной ска- мьи я угодила во Дворец брако- сочетания. А всё дело в том, что урокИриныАлександровныбыл посвящён семье. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», – сказал великийЛев Толстой, и, как всегда, оказался прав. А что, собственно, значит – быть счастливым дома? Со сто- роны закона – не ущемлять пра- ва супруга или супруги (личные, к примеру, или имущественные), не нарушать принцип равнопра- вия и выполнять свои обязанно- сти по отношению ко всем чле- нам семьи. Если нужно – заклю- чить брачный договор и заранее оговорить свои права и условия. В старину бы сказали: солом- ки подстелить на случай, если человек, которому ты доверил жизнь, окажется котом в мешке. Всё вроде бы справедливо, но почему-то становится грустно. Словно ты, найдя свою вторую половинку, грозишь ей пальцем: смотри, я застрахован… Однако закон есть закон, его надо знать и исполнять. И объ- яснила его Ирина Александров- на необычно: одиннадцатикласс- ники «судили» будто бы разводя- щихся сказочных героев. Что, к примеру, по закону должно до- статься бабке, а что – старику, если он не выдержит её вечных приказов золотой рыбке и решит подать на развод? Оказывается, корыто заберёт себе старуха, не- вод – старик, а избу они поделят поровну, как совместно нажитое в браке имущество. Но закон законом, а слова «счастлив у себя дома» на самом деле гораздо шире и глубже, чем просто соблюдение прав и обя- занностей. Именно поэтому Ири- на Александровна рассказала ре- бятам, что в старину на свадьбу молодым дарили лукошко. А в него клали подкову – на счастье, крынку с родниковой водой – чтобы жизнь была чистой и свет- лой, подсолнух – пусть деток бу- дет много! – и куклу-домовёнка, что будет беречь семейный очаг. А ещё рассказала такую притчу. Жители одной деревни при- водили своих детей на воспита- ние к старику мудрецу. Тот объ- яснял ребятам, что такое добро и зло, учил наукам, рассказывал сказки и дарил игрушки. Толь- ко очень хрупкими были игрушки. Мальчишки и девчонки знали это и обраща- лись с ними очень бережно, но всё равномного игрушек каждый день превращалось в осколки. – Зачем ты так поступаешь? – недоумевалиродителималышей. – Пройдёт время, – отвечал му- дрец, – и в руках ваших сыновей и дочерей окажутся чужие жиз- ни. Пусть учатся обращаться с ними так же бережно, как с мои- ми хрупкими игрушками… Пожалуй, мне осталось толь- ко сказать, что урок, на котором я побывала, прошёл в липецком экологическом лицее № 66. Это был первый этап областного кон- курса «Учитель года – 2011» . А о финалистах и абсолютном победи- теле этого творческого состязания я расска- жу уже в другом номе- ре нашей газеты. Ведь второй его этап состо- ится в то время, когда этот выпуск будет уже в типографии. Валентина СКЕРЦИНОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz