Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.

Жи телям деревни Мишанинской паспорта выдавал писарь Хол- могорской воеводской канцелярии. И был он Михайле хорошо знаком. Сколько раз приходил к нему юноша, чтобы расписать- ся под разными бумагами за своих неграмотных соседей! Этот-то писарь и выписал втайне от отца для юного Ломоносова паспорт. Теперь можно было отправляться в Москву. Но поездов, машин и самолётов тогда не было. А пешком идти – с дороги собьёшься. Одному точно не добраться. Но и здесь Михайло всё рассчитал. Холмогоры – село большое, богатое. И каждую зиму, в декабре, снаряжали холмогорские в Москву обоз с моро- женой рыбой. К этому обозу он и решил прибиться. Один друг дал ему три рубля взаймы, другой – полукаф- тан, чтоб было в чём перед людьми показаться. И, выждав удобный случай, морозной ночью покинул Ми- хайло родной дом. Прихватив припрятанный узе- лок, заторопился он через Западную Двину по льду догонять обоз. А через три недели Михайло Ломоносов входил в Москву. Шёл ему тогда двадцатый год. Академик Ломоносов Михайло думал, что стоит ему до Москвы добраться, как трудности и закончатся. На самом деле трудности только начались. – Где тут у вас латыни и греческому обучают? – спрашивал он мо- сквичей. А те тоже спрашивали в ответ: – Ты родом из кого: из дворян? Или из купцов? Или хотя бы из духов- ных лиц? Потому как в Москве в те времена ни в школы, ни в училища крестьян- ских детей не принимали. «А я дворянином запишусь!» – сообразил, наконец, Ломоносов. И записался, подправив немного свой паспорт. Через несколько лет, когда этот обман раскрыл- ся, его чуть не отправили в солдаты. Но к тому времени уже стал Ломоносов луч- шим учеником в Славяно-греко-латинской академии. Именно там обучали грече- скому и латыни. Туда Ломоносов и поступил. Его приняли в первый класс, а вокруг сидели дети лет по десяти-одиннадцати. – И зачем это дубина великовозрастная учиться реши- ла? – издевались за его спиной соученики. Но за первый год он прошёл сразу три класса. А всего их было семь. В ше- сти «нижних» классах ученикам давали на жизнь по три копейки в день. И только в седьмом – на копейку больше. Михайло жил впроголодь, но за- то сумел выучить древние языки, прочитать труды старинных грече- ских и римских писателей, философов. Однако на вопросы, кото- рые его мучили, ответов он не нашёл. Не учили здесь таким нау- кам. Обычно после седьмого класса путь у выпускников был или в священники, или в учителя церковноприходской школы. Этот путь ждал и Михайлу Ломоносова. Но тут случилось невероятное. 15 октября 1735 года из Петербурга прислали указ: лучших учеников пере- Один из оптических приборов, изобретённых М. Ломоносовым. Солнечные часы в футляре, Санкт-Петербург. XVIII в. Император Пётр Первый. Монета XVIII в.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz