Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.
В годы войны школа не переставала работать ни на один день, несмотря на то, что уменьши- лось число учителей, ведь педагоги-мужчины уш- ли на фронт. Занимались до ночи, писали на чём придётся. И все ждали писем. Представляете, вы- пускники писали с фронта не только родителям, но и учителям. Учителя берегли эти письма и не- пременно отвечали на них. Видимо, и те и дру- гие черпали друг в друге силы, чтобы жить и бо- роться с фашистами. А боролись они отчаянно… «ÊÓÏÈËÀ ØÅÐÑÒßÍÓÞ ÊÎÔÒÎ×ÊÓ ... » Лидия Смык окончила школу в конце тридца- тых годов и стала учиться на врача. Началась вой- на, и девушку прямо из института направили в распоряжение штаба Украинского фронта. Здесь формировалась десантная бригада для работы в Чехословакии, то есть во вражеском тылу. Лида попала в бригаду имени Яна Гуса, которая долж- на была разведать всё, что можно, о фашистах и помочь чехам бороться с ними… Ли д а р е д к о могла писать до- мой, а в школу и вовсе не име- ла права. В своих весточках она не объясняла маме настоящих при- чин такого мол- чания. Наоборот, успокаивала: «Не сердись на меня, теперь буду ча- ще писать. Це- лую крепко. Ку- пила себе шер- стяную кофточку». Шерстяную кофточку… Когда же она могла её купить? При заброске в Чехословакию у Лиды что-то случилось с парашютом, она отбилась от своих. Из-за того, что повредила ногу и не мог- ла ходить, три осенние ночи провела в стогу. На четвёртый день Лиду нашли чешские партизаны, помогли ей вернуться в свою группу. За полгода «гусевцы» создали в Чехос- ловакии большую партизанскую бригаду. Уничтожили почти восемьсот фашистов, пустили под откос пятнадцать эшелонов, подбили четыре танка и десять броне- транспортёров, взорвали склад бое- припасов. Когда же Лида могла ку- пить шерстяную кофточку?.. Фашисты напали на след штаба, за- гнали в лес, окружили. Семеро «гу- севцев» девять часов бились с отря- дом в триста фашистов. Выпустили в них всё до предпоследнего патрона в каждом оружии. По- следний каждый оставил для себя. Оттого-то с большой досадой и доложил начальству главарь пражского гестапо: «Захватить живыми не уда- лось, подошли лишь к мёртвым»… Более сорока лет Лидия Смык считалась без вести пропавшей, подвиг её не был отмечен ни- какой наградой. Но в конце восьмидесятых годов школьный клуб «Поиск», которым до сих пор ру- ководит учитель физкультуры и ОБЖЮрий Ни- колаевич Панов, нашёл родных Лидии Алексан- дровны. Ребята написали в канцелярию прези- дента Чехословакии и таким образом узнали о её судьбе. Собранные документы они отправили в Советское правительство и написали ходатайство о награждении своей выпускницы орденом Оте- чественной войны I степени. А потом обратились к главе Липецка с просьбой разрешить назвать школу именем Лидии Александровны Смык. «ÈÇ-ÇÀ ÍÅÑÊÎËÜÊÈÕ ÓÐÎÊÎÂ...» Трудно возрождалась наша страна после вой- ны. Нужно было заново построить города, заво- ды, фабрики, жилые дома. А ведь за этими забо- тами нельзя было забывать о том, что надо учить детей. Здесь – небольшое педагогическое отсту- пление. Прежде любой урок строился так: проверка до- машнего задания, а потом – объяснение учителя. Получалось, что большинство ребят в самом уро- ке практически не участвовали, а были просто зрителями. Конечно, учителя не могли не за- метить того, что занятия построены непра- вильно. И в середине пятидесятых годов в Липецке появились педагоги-новаторы, ко- торые стали учить детей по-другому. Они строили занятия таким образом, что по- лучались уроки-беседы, и участвовали в них все ребята класса. Тогда-то и родился термин, ко- торый те- Лидия Смык. Письма Лидии Смык. А. Г. Безрукавникова. М. Д. Качерина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz