Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.

Ж ивёт в музее липецкой школы № 4 большая книга. Именно живёт, а не на- ходится или хранится. Она часто разговаривает. Но не с каждым, а только с теми, кто сам того за- хочет. На страницах книги – летопись в фотогра- фиях. Для посторонних это просто изображения людей, которые что-то строят, сидят за партами, стоят у доски, идут на лыжах…Кто эти люди и за- чем они строят, сидят, стоят и идут – равнодуш- ному будет всё равно. Но если подойдёт к книге человек с горячим сердцем, фотографии загово- рят. И расскажут историюшколы, которой недав- но исполнилось 80 лет… ÊÀÊ ÎÒÊÐÛËÀÑÜ ØÊÎËÀ В марте 1931 года в Липецке начали строить металлургический завод. В те годы в нашейстра- не только-только зарождалась промышленность, не хватало хорошего металла. А завод, где варят сталь, не маленькая «кухня», а огромный, слож- ный организм. Его нужно создавать сообща. Из разных городов ехали в Липецк лесорубы, инже- неры, строители. Они приезжали с семьями, при- возили с собой детей. Селились в бараках, по- строенных неподалёку от завода, и в землянках, вырытых наспех. Тяжело жили, холодно, тесно. Но даже не это было главной житейской пробле- мой, с которой столкнулись новые липчане. Их детям нужно было учиться, а школы находились на другом берегу реки Воронеж, да и те были пе- реполнены. И тогда заводчане решили отдать под школу один из своих бараков. Смастерили скамейки и столы, в будущих клас- сах укрепили доски. И первого сентября 1931 года дети рабочих строящегося завода сели за парты. Так в Липецке открылась школа № 4, в которой тогда было сто пятьдесят мальчишек и девчонок. «ÏÎÄÀÐÈÒÅ ÄÅÒßÌ ØÊÎËÓ!» Завод рос, в Липецк всё прибывали люди, в школу приходили и приходили новые ученики. Ребята занимались уже в двух бараках, но клас- сов всё равно не хватало. Форточек на окнах не было, и в узких коридорах ученики еле помеща- лись на переменах. Каждый барак был рассчитан от силы на сто пятьдесят человек, а в школе учи- лось уже более тысячи детей. И тогда директор Иван Иванович Кучин пришёл на собрание ра- ботников завода и попросил: – Сделайте ребятам подарок – постройте шко- лу! Нам не хватает места, занимаемся в несколько смен, допоздна. Учителя каждый день провожа- ют ребят домой, чтобы они не заблудились в лесу (в те годы лес стеной окружал завод). Мальчиш- ки колют дрова для печей, но в бараках всё равно холодно. Занимаем- ся в телогрейках, шапках. Подарите детям большой дом знаний! Решение приня- ли единогласно, вы- делили строителей. Многие папы и ма- мы после работы на заводе шли по- могать им, ведь ро- дителям очень хо- телось, чтобы их дети учились в но- вой школе. И летом 1936 года на улице Парковой вырос дом знаний – просторный, удобный, светлый. Так у школы № 4 началась новая жизнь. ÏÅÐÂÛÅ ÂÛÏÓÑÊÍÈÊÈ С первых лет жизни школы как-то само собой определилось, что здесь особенно полюбили ма- тематику. В будущем, уже после войны, школа стала первой в Липецке, открывшей профильные математические классы. И тогда в ней пожелали учиться старшеклассники, жившие на другом бе- регу реки Воронеж. А пока ребята «беспрофиль- но» с огромным удовольствием решали примеры, строили графики, находили корни уравнений… Первыми выпускниками (школа тогда была се- милетней) стали пятнадцать человек. Одиннад- цать из них решили быть учителями. Остальные выбрали другие профессии: Нина Фёдорова меч- тала стать врачом, Саша Панов – лётчиком, Коля Абашин – строителем, Катя Старых – капитаном дальнего плавания. Мечты сбылись у всех, кроме Кати. Потому что четырнадцать ребят уцелели на Великой Отечественной войне, а Катя погибла… Война унесла немало жизней воспитанников школы. Многие из них – и погибшие, и те, кто остался в живых, – стали героями. Об этом рас- скажу позже, а пока вот о чём. Строительство завода. В школьном музее.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz