Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.

– Здравствуйте, ребята! Мы опять в погоне за Чёрным фломастером! Смо- трите! Над площадью засветился боль- шой экран, а на нём – ОБЪЯВЛЕНИЕ Все на выставку компьютерной гра- фики! Съезжайтесь на Соловьиную ули- цу, д. 2, подъезд 1! Маршрут: объехать Большие Ручьи, съехать по проспек- ту Вьюжному, подъехать к трёхъярус- ному виадуку, въехать на него – и уви- дите нас! Съёмки и интервью разрешены! Пье- десталы почёта и памятные медальоны подготовлены! Фельетоны отменяются! Объятия, варенье, печенье ожидаются! При въезде предъявить статьи или стихи с объективными оценками на- шей серьёзной работы! Компьютерщики и Кол я : – И тут Фломастер напако- стил! Даже в компьютер влез! Оля : – Кто же нас приглашает?! Как бы хотелось на выставку по- пасть! Я компьютер люблю: у меня по информатике 5! Орфографуша : – Неужели вы не догадались, кто эти компьютерщи- ки?! Они же в объявлении в 25 словах присутству- ют! Почитайте внимательнее! Оля : – Ой, я, кажется, знаю: это Ъ и Ь … Орфографуша : – Конечно! А вот стихи так придумать, чтобы вас пустили на выставку, со- всем непросто, потому что работа Ъ и Ь не толь- ко серьёзная, но и необычная. Коля : – Нуишто тут трудного? В прошлый раз выяснили: Ь – показатель мягкости. Значит, Ъ – показатель твёрдости! Так?! Орфографуша : – Я думаю, если ты так отве- тишь, тебя не только на выставку не пустят, но и из Графики не выпустят! Останешься здесь на- всегда! Оля : – Что же нам делать? Орфографуша : – Думать! Давайте немного пе- редохнём, посидим и разберёмся, чем же в Гра- фике занимаются Ъ и Ь. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПРИВАЛ Для начала решите примеры, чтобы понять, какие 4 буквы нам надо позвать на помощь, что- бы разобраться с Ъ и Ь. [й]+[о]=? [й]+[а]=? [й]+[у]=? [й]+[э]=? Коля : – Я решил примеры! Это Е, Ё, Ю, Я. Бук- вы, сюда! Оля : – А я ничего не поняла… Они же обо- значают мягкость согласных… Я : – Не всегда. В некоторых случаях мы обо- значаем 2 звука. Михаил Васильевич Ломоносов считал, что мы прячем в себе [й] (его ещё назы- вают йот ) и последующий согласный, поэтому он называл нас «потаёнными согласными». Оля: – Но при чём тут Ъ и Ь? Ю: – А вот посмотрите на наши визитки. В них – ответ! Орфографуша: – Ребята, не читайте дальше, подумайте и сами ответьте, для чего Е, Ё, Ю, Я дали свои визитки? Что визитки показывают? Я яма моя объятья рьяный Е ель моей съезд варенье Ю юла мою адъютант вьюга Ё ёж моё съёмка пьёт Оля: – Я поняла! Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука в начале слова, после гласной и после Ъ и Ь! Е: – Ъ и Ь – это наши помощники, подсказчи- ки, сигнальщики. Они подсказывают, как надо нас считать: как один или как два звука. А ещё с их появлением портреты слов совершенно ме- няются. Вот почитайте стихи липецкого авто- ра учебников по русскому языку Ольги Анато- льевны Клейнфельд – и всё поймёте! На минутку отлучились Твёрдый знак и Мягкий знак. А вернулись…Что случилось? Стало всё вокруг не так! – Точно помним: были колья , Лгунья, съел, семья, польёт . Так откуда взялись Коля , Лгун, я, семя, сел, полёт ?! Сыра был кусок объеденный – Появился стол обеденный … Коля иОля : –Спасибо, мы всё поняли и написали свой стишок: Вот Твёрдый знак и Мягкий знак! Об их работе скажем так: Э то знаки – разделители, Знаки – смыслоразличители! Орфографуша : – Вижу, что вы отдохнули, – думать начали! Привал окончен. К Ъ и Ь!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz