Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.
С 8 августа по 10 октября 1926 года в Ле- бедяни отдыхал и работал знаменитый рус- ский художник Борис Михайлович Кустоди- ев . Приезду его в наш край предшествовала очень интересная театральная история, свя- занная с другими знаменитыми людьми. Один из них – уроженец Лебедяни, писатель Евге- ний Замятин . В 20-х годах прошлого века из предания о блохе и тульском мастере Левше, ко- торый был так искусен, что подковал блоху, Ев- гений Замятин сделал весёлую пьесу. Её решили поставить два театра – МХАТ в Москве, а через год Большой драматический в Ленинграде. …До премьеры воМХАТе оставалось совсем немного времени. Режиссёр Дикий разрывался: репетиции, поиски музыкальных инструмен- тов, отсутствие декораций… А когда принесли эскизы деко- раций, он с ужасом схватился за голову и решительно заявил, что в таком оформлении не будет ста- вить спектакль. – Нельзя давать реалистиче- ские декорации к весёлой народ- ной пьесе. Тут нужен гротеск! – го- ворил Дикий. – Но уже потрачены деньги, ди- рекция больше не может выделить никакой суммы! – возражали ему. – Если вы закажете новые декора- ции, то будете платить из собствен- ного кармана. – Да, да, да, я буду платить. И Дикий решил написать в Ленинград ху- дожнику Кустодиеву письмо, полное мольбы и отчаяния: «Единственный художник, который может дать пьесе то, что нужно, – Вы. Пожа- луйста, пожалуйста, соглашайтесь». Художник согласился. Он давно работал для театра. И считал заманчивым соединение декораций и актёров, одетых в соз- данные художником костюмы. Это тоже своего рода картина, живая, движущая картина, как бы воссоздание воображаемой жизни. А «Блоха»… Да это же продолжение его на- родных типов, это же игрушечная старая Русь! Кустодиев немедленно взялся за работу. Каковы же были удивление и восторг всего московского театра, когда ровно через месяц (небывалые сроки) раскрыли ящик с обратным адресом: «Ленинград… Кустодиев». Что это было за зрелище! Эскизы – красоч- ные, как народная ярмарка, весёлые, как ско- морошьи пляски, забав- ные, как детские рисун- ки… Кустодиев в своём письме пояснял: «Всё происходит как бы в балагане, изображён- ном на картинке: всё яр- кое, пёстрое, ситцевое, «тульское». Дикий немедлен- но послал телеграм- му : «Эскизы декора- ций приняты с боль- шим восторгом. Ждём костюмы». 7 февраля 1925 го- да Кустодиев приехал в Москву на генеральную репетицию и остался очень доволен тем, как выполнены его эскизы. Считал, что на сцене при освещении они даже лучше. А в 1926 году Евгений Иванович За- мятин пригласил Бориса Кустодиева на отдых в Лебедянь, откуда сам был родом. Приехал художник с женой Юлией Евстафьевной. Замятин подыскал для них жильё недалеко от своего дома, на соседней Елецкой улице. Хозяевами комнаты, в которой поселились Кусто- диевы, были Сергей Григорьевич иМа- рия Александровна Дмитриевы, жили они с детьми Евгением иОльгой. Нынешний владелец до- ма – прямой наследник Дмитрие- вых, сын Ольги – Борис Борисо- вич Соколов. Он бережно хранит не только стены своего фамиль- ного строения, но и воспоминания мамы и бабушки о прожи- вании у них Кусто- диевых.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz