Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.
Н екоторые из вас, навер- ное, думают, что образо- вание пришло в Россию во вре- мена Петра Первого. Это не так. К примеру, древнерусские князья были очень образованными людьми. Влади- мир Красное Солнышко ещё в 10 веке основал первую на Руси школу. Ярослав Владимирович Осмомысл, живший в 12 веке, знал восемь иностранных языков. Анна, дочь Ярослава Мудрого, умела чи- тать и писать, в отличие от своего мужа, короля Франции, который вместо подписи ставил крестик. А старорусская школа выгляде- ла примерно так. Дети занимались в классе с де- ревянными скамейками, длинны- ми столами и непременно с печкой. Один угол назывался «красным», там висела икона. Кстати, у учите- ля не было персонального стола. Он либо ходил по классу, либо при- саживался на ученическую скамью. Школьных столовых тогда не было, но занятия начинались с ка- ши. Прямо в классе учитель доста- вал из печи чугунок, ставил его на середину стола и раздавал учени- кам ложки. Все дружно черпали кашу из чугунка. Отсюда и пошло слово «однокашники», что значит «ели одну кашу». Про освещение класса тоже рас- сказ особый. Ламп дневного света или, скажем, накаливания тогда не знали, а свечи были слишком до- роги. Но русская смекалка нашла выход из затруднительно- го положения: брали палку, укрепляли её вертикально, как подсвечник, сверху делали надрез и вставляли в него щепу. Снизу под- ставляли корыто с водой – для пепла. Свет от «народной выдумки» шёл не- ровный, дрожащий, да и дымила ма- ленькая щепка как большая. Но буквы разглядеть бы- ло можно. Азбуку хранили как зеницу ока. Ведь она была одна на целый класс! В те времена книги писали вручную на бересте и стоили они дорого. Хранили ценность в специальном сундуке недале- ко от «красного» угла – на слу- чай пожара. Писать ребята учились на восковых дощечках. Вместо ручек ис- пользовали деревянную палоч- ку. Затачивали её специально для учёбы: с одного конца – остро, чтобы писать, а с другого – пло- ско, чтобы стирать ошибки. Потом на смену палочкам пришли гусиные перья. Но не все они годились для письма, а лишь два-три из правого кры- ла. Пишем-то мы правой рукой, а изгиб пера под стать руке. Для левшей перьев не делали, «непра- вильных» учеников переучивали: привязывали левую руку к боку на пару недель. Прилежных учеников хвалили, а вот нерадивым доставалось на орехи, точнее на горох. Отправ- ляли в «наказной» угол, где их ждал представитель бобовых. А тем, кто не берёг книги, попада- ло ещё больше – их наказывали вымоченными в воде берёзовы- ми прутьями. Вот так нелегко доставались нашим далёким предкам знания. Старайтесь и вы, дорогие ребята. Ведь ученье – это свет, при- чём гораздо более яркий, чем от современной энерго- сберегающей лампочки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz