Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПРИВАЛ Люди заговорили потому, что им потребова- лось общаться друг с другом, передавать зна- ния от поколения к поколению. Но как долго звучит звук? Секунду? Долю секунды? Прозву- чит слово – и нет его! Задумались люди: как удержать, остановить, зафиксировать звук? Может, изобразить, нарисовать то, что слы- шим? Попробовали – получилось. Так появи- лось рисуночное письмо – пиктография. В нём информация передавалась рисунка- ми – знаками. Вот как рассказывает об одном из них американский п о э т Ге н р и Лонгфелло: След, направленный к вигваму, Был эмблемой приглашенья, Знаком дружеского пира. Коля : – Вот здорово! Нарисовал – и всё яс- но! Никаких правил учить не надо: букв нет – и ошибок нет! Орфографуша: – Так-то оно так, да только каждый может истолковать этот рисунок по- своему: кто никогда не видел вигвама, тот и не поймёт, что это такое. Слушайте дальше. Вре- Мальчишки! Девчонки! Команда моя! Как долго в разлуке мы с вами были! Всех грамотеев приветствую я! Надеюсь, вы тётю ещё не забыли? Вы к новым готовы, друзья, приключеньям? Тогда в путь, ребята! Смелее вперёд! Нас полуостров Пишущий ждёт! Мы над Землёю проносимся – В ГРАФИКУ переносимся! Оля : – Ой, куда это мы попали?.. Лес какой-то странный… Коля : – Что странного-то? Это полуостров Пи- шущий. На нём буквы живут, а их пишут. Поэто- му тут лес всяких пишущих вещей. Только вот в какую сторону идти? Орфографуша : – Где-то тут должен быть ука- затель… А вот и он! Посмотрите, кто-то испор- тил указатель! Коля : – Найти бы этого шутника да надавать по шее! Куда идти? Ничего не поймёшь! Караку- ли какие-то!.. Оля : – Никакие это не каракули! Тут – как в сказке: направо пойдёшь – в Словообразование попадёшь, налево пойдёшь – в Синтаксис попа- дёшь! Коля (ехидно) : – Сказочница! А вот прямо-то куда попадёшь? Не знаешь! Орфографуша: – В Город Букв! Ко ля и Оля : – Да какие же это буквы?! Орфографуша : – А вот идите в тенёчек, при- сядьте на пенёчек. Есть у нас для отдыха час. Послушайте-ка мой рассказ… мя шло. Появились иероглифы. Они ещё очень походили на рисунки, но каждый из них обо- значал целое слово или его часть. Коля: – Отлично! Запомнил, как выглядит слово целиком, – и никаких ошибок! Орфографуша: – Это если у тебя в запасе 30 слов, как у Эллочки-людоедки из «Двенадцати стульев». Как ты думаешь, сколько слов должен знать обычный старшеклассник, чтобы не напи- сать на «двойку» школьное сочинение? Коля: – Слов 200-300? Орфографуша: – Примерно 4000! Представ- ляешь, сколько иероглифов надо запомнить?! Например, в современном китайском языке (а в Китае и сегодня пишут не буквами, а иерогли- фами) их почти 40 тысяч! Оля: – Ужас! Бедные китайские дети! Столь- ко и выучить-то наизусть нельзя... Орфографуша: – Вот потому-то люди изо- бретали новые способы письма и наконец при- думали БУКВЫ – графические значки, которые передают не общий смысл текста, не слово це- ликом, не слоги, а звуки. Буквы – это «одежда» звуков, их «форма», их изображение . Оля: – Я помню, мы в первом классе учили: «Звуки мы слышим, а буквы – пишем».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz