Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.
О бщаться со стариками нелегко. Это ясно. Но общаться нужно, и нужно делать это общение лёгким и простым. Старость делает людей ворчливее, болтливее (вспомните поговорку: «Погода к осени дождли- вей, а люди к старости болтливей»). Нелегко для молодых переносить и глухоту старых. Старые люди недослышат, невпопад ответят, переспра- шивают. Надо, разговаривая с ними, повышать голос, чтобы старики расслышали. А повышая голос, невольно начинаешь раздражаться (наши чувства чаще зависят от нашего поведения, чем поведение от чувств). Старый человек часто обижается (повышен- ная обидчивость – свойство старых людей). Од- ним словом – трудно не только быть старым, но и трудно быть со старым. И тем не менее молодые должны понимать: все мы будем старыми. И ещё должны помнить: опыт старых ох как может пригодиться. И опыт, и знания, и мудрость, и юмор, и рассказы о бы- лом, и нравоучения. Вспомним пушкинскую Арину Родионовну. Молодой может сказать: «Но моя бабушка не Арина Родионовна!» А я убеждён в обратном: вся- кая бабушка, если её внуки захотят, может быть Ариной Родионовной. Не для всякого Арина Ро- Составители книги «Заветное» Дмитрия Сергеевича Лихачёва отобрали из разных публикаций этого знаменитого академика то, о чём нигде не прочитать и что следует знать культурному человеку. Прочтите, пожалуйста, отрывок одной из глав книги. дионовна стала бы такой, какой её сделал для себя Пушкин. У Арины Родионовны были признаки ста- рости: например, она засыпала во время рабо- ты. Вспомните: И медлят поминутно спицы В твоих наморщенных руках . Что значит слово «медлят»? Она не всегда мед- лила, а «поминутно», время от времени, то есть так, как это бывает с время от времени засыпа- ющими стариками. И Пушкин умел находить в старческих слабостях Арины Родионовны милые черты: прелесть и поэтичность. Обратите внимание, с какой любовью и за- ботой Пушкин пишет о старческих чертах сво- ей няни: Тоска, предчувствие, заботы Теснят твою всечасно грудь, То чудится тебе… Стихи остались неоконченными. Арина Родионовна стала для всех нас близкой именно потому, что рядом с ней был Пушкин. Не было бы Пушкина – осталась бы она в корот- кой памяти окружавших её болтливой, поминут- но задрёмывающей и озабоченной старухой. Но Пушкин нашёл в ней лучшие черты, преобразил её. Муза Пушкина была доброй. Люди, общаясь, создают друг друга. Одни люди умеют раз- будить в окружающих лучшие их черты. Другие этого не умеют и сами становят- ся неприятны, докучны, раздражи- тельны, тоскливо скучны. Почти в каждом человеке со- вмещаются разные черты. Ко- нечно, одни черты преобладают, другие – скрыты, задавлены. На- до уметь разбудить в людях их лучшие качества и не замечать мелкие недостатки. Спешите установить с людьми добрые отношения. Почти всегда доб- рые отношения устанавлива- ются с первых слов. Потом – труднее. На картине Н. Н. Ге «Пушкин в Михайловском» мы видим, что Арина Родионовна была полноправным слушателем новых произведений поэта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz