Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.
Е с ть одно чудо света, над которым не властны ни время, ни природные стихии. Именно Игру знаменитый педа- гог 20 века Сталь Анатольевич Шмаков отнёс к восьмому чуду света. И к нему вы, ребята, можете прикоснуться сами. У каждой эпохи, у любого человека и даже ска- зочного персонажа есть свои любимые игры. До сих пор не забылись старинные жмурки, из- вестные с древних времён под названием «слепой козёл». Любила их хозяйка болот. Вот как пове- ствует народное сказание о Кикиморе: «Живёт, растёт Кикимора у Кудесника в каменных горах. С вечера до полуночи заводит Кудесник игры мо- лодецкие, веселит Кикимору то «слепым козлом», то «камушками». Кстати, об игре в «камушки» «Ключик» рас- сказал в прошлом выпуске, а вот у второй люби- мой забавы Кикиморы есть ещё одна разновид- ность – «дергачи». Водящему завязывают глаза, а остальные игро- ки не имеют права сходить с места. Они могут путать «водыря», крича изменёнными голосами непременно: «Дёрг-дёрг!». Или действительно дёргать его за одежду. Он же должен отгадывать по именам, кто кричит и кто дёрга- ет. Согласитесь, смелая выходка, если «водырем» выступала сама ехидная Кикимора. Смелости и умения требовала и большая лапта. А ещё, как сказал писатель Александр Куприн, «в лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, из- воротливость, быстрый бег, меткий глаз и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места». Неудивительно, что Пётр Первый лапту ввёл в список средств фи- зической подготовки солдат Семёновского, Пре- ображенского и Шевардинского полков. Играют в лапту две команды на прямоугольной площадке длиной 50–60, а шириной – 20–40 мет- ров. С одной стороны – «город», в ней стоит по- дающая мяч команда. Отбив битой мяч, игрок без промедления бежит на противоположную сторо- ну в «пригород». Ему и вернуться нужно успеть, но игроки водящей команды, расположенные на поле, ловят мяч и стараются «засалить» соперни- ка. Если не попали – как можно скорее возвра- щают мяч в «город», чтобы игрок не успел к сво- им, – тогда ему придётся ждать друга по команде, который заберёт с собой в «город». Если, конечно, повезёт, а нет – команды меняются местами. И вот ещё одно доказательство им- ператорской любви к мячу. В 1772 го- ду Екатерина Вторая пригласила в Пе- тербург парижанина Плесси – про- фессора «мячиковой» игры – и пред- ложила в тече- ние трёх лет обучать это- му искусству её подданных. Полководец Александр Суворов страстно увле- кался игрою в городки: «Битою мечусь – это гла- зомер, битою бью – это быстрота, битою выби- ваю – это натиск». Любили её многие писатели, композиторы, академики. Здесь с определённого расстояния следует вы- бивать из квадрата так называемые «города» из цилиндрических дере- вянных чурок. Одна пар- тия состоит из 15 фигур: «пушка», «звезда», «коло- дец», «артиллерия», «пу- лемётное гнездо», «ча- совые», «тир», «вилка», «с трела» , «ко- ленчатый вал», «ракета», «рак», «серп», «само- лёт», «письмо». Игроки коман- ды по очереди бросают по две биты. По окон- чании партии пе- редают право со- перникам. Побеж- дает в матче команда, выигравшая две партии подряд. При равном счёте назначается третий поединок. Кто затратил на выбивание фигур наи- меньшее количество бит – тот и победитель. Такие вот чудеса, и не в решете, а в ловкости, силе, быстроте.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz