Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.
Лирик опять начал читать: Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. – Действительно! – воскликнул Физик. – Снег – кристаллики льда – одно из агрегатных состоя- ний воды. Подчёркивается его «рыхлая» структу- ра. Ещё здесь описаны процесс кристаллизации воды в реке и отражение света от гладких поверх- ностей (кристаллов льда). А превращение пара в воду Пушкин, наверное, упустил из внимания? – Вовсе нет, – ответил Лирик. И продолжил чтение: Татьяна пред окном стояла, На стёкла хладные дыша, Задумавшись, моя душа, Прелестным пальчиком писала На отуманенном стекле Заветный вензель О да Е. – И правда, ведь тёплый воздух, соприкаса- ясь с более холодным стеклом, конденсирует- ся на нём, то есть превращается из пара в воду. Физик и Лирик уже давно забыли суть свое- го спора и с увлечением «перекладывали» стихи поэта на физические явления. Но чай несут: девицы чинно Едва за блюдечки взялись… – читал Лирик, а учёный друг продолжал: – Здесь физически правильно описан спо- соб питья горячего чая, чтобы не обжечься. Так как площадь поверхности чая в блюдеч- ке больше, чем в чашке, испарение проис- ходит интенсивнее и чай остывает быстрее. – А как тебе вот это: Хранили многие страницы Отметку резкую ногтей , – пытался усложнить задачу Лирик. – Здесь – тема давления, – определил Физик. – Давление твёрдого тела зависит не только от массы, но и от площади: чем меньше площадь, тем больше давление. Ноготь имеет маленькую площадь, поэтому отметка на листе бумаги рез- кая, то есть глубокая. На синих, иссечённых льдах Играет солнце; грязно тает На улицах разрытый снег , – продолжал Лирик. – Это процесс отражения света от светлой по- верхности льда и процесс таяния снега. Подчёр- кивается, что грязный снег тает быстрее чистого, так как тела с тёмной поверхностью лучше погло- щают и излучают энергию, – не отставал Физик. – Вот эхо как явление отражения звука от пре- пятствия описано в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»: Ты внемлешь грохоту громов, И гласу бури и валов, И крику сельских пастухов – И шлёшь ответ… – Смотри, а в стихотворении «Анчар» имеют- ся в виду процессы плавления и отвердевания, – ткнул пальцем в томик стихов Физик: Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою. – Кстати, уж темнота спустилась на двор, – за- метил Лирик, – а мы и не заметили. – Он выгля- нул в окно и прочёл в прохладу ночи: На небесах печальная луна Встречается с весёлою зарёю, Одна горит, другая холодна. Заря блестит невестой молодою, Луна пред ней, как мёртвая, бледна… – А здесь Александр Сергеевич напомина- ет нам о том, что Луна является планетарным телом и не светится, а только отражает сол- нечный свет. А Солнце – это звезда, поэтому и излучает свет, – добавил теории к лирическо- му настроению друга Физик. – Пушкин сказал однажды: «Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии» , – обер- нулся к собеседнику Лирик. – Признаюсь, друг, вы удивили меня: и по- эт, сумевший так красиво переплести лириче- ские строки с законами физики, и Алеся, про- делавшая столь интересную работу, – захлопнул учебник Физик. – Кстати, это не предел, – улыбнулся Лирик. – Сейчас Алеся ищет краски осени в стихах рус- ских поэтов. Ей очень интересно, как расцветает в рифмах увядающее время года. –О-о-о! Здесь большой фронт для работы, осо- бенно в стихах Пушкина, – одобрительно закивал головой Физик. – А я, пожалуй, почитаю «Евге- ния Онегина». Может быть, найду ещё что-нибудь интересное. И читателям «Ключика» советую! Настя ШВАРЁВА, с помощью Алеси АТАМАС из гимназии № 3 города Грязи. «Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы». Рис. Саши ТИХОНОВА, 10 лет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz