Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.
Н едавноФизик и Лирик снова сошлись в го- рячем споре. Старый как мир вопрос – что же важнее, наука или искусство? – ребром встал между спорщиками. И никто уступать не желает! –Понимаешь, – горячо утверждалФизик, – как только появилась письменность, человек стал накапливать знания о природе, обществе. Тог- да возникли первые теории физики и фор- мулы математики… – Вот видишь! – перебил Физика Ли- рик. – Ты сам сказал: «...как только появи- лась письменность»! Стоило человеку на- учиться выражать свои чувства на холсте и бумаге, как искусство завладело миром! Закрыв мечтательно глаза, Лирик про- должил: – Полотна великих художников, впечатля- ющие взор, ноты чарующей музыки, произве- дения поэтов и писателей, разящие словами пря- мо в сердце… – Художники, писатели... – передразнил Фи- зик. – Ну какой толк от ваших стихов? – Они воспитывают душу! – твёрдо ответил Лирик. – И, между прочим, не без вашей помощи! – Это как?! – удивился упрямый собеседник. – Помнишь стихотворение Александра Сер- геевича Пушкина: О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель. – Конечно, помню! Его часто цитируют в ком- ментариях к научным работам и открытиям. А ты в связи с чем вспомнил эти строки? – Их эпиграфом к своей исследовательской ра- боте взяла девятиклассница гимназии № 3 города Грязи Алеся Атамас . Это моя давняя знакомая. Девушка тоже пишет стихи, а буквы учила, ты не поверишь, по «Сказке о царе Салтане» Пушкина! – Ты от темы-то не отходи, – уже сгорал от нетерпения любопытный Физик. – Выкладывай, что за исследование и как его могла написать од- на из «ваших»? – Алеся нашла физику в лирике Пушкина! – выпалил Лирик и достал из сумки томик со сти- хами поэта. – Не верю! – возмутился Физик и полез за учебником физики. – Напомни, друг, с чего начинается курс изу- чения физики в школе? – поправив очки, попро- сил Лирик. – С механики, а механика – с изучения меха- нического движения – изменения положения тел в пространстве с течением времени. – Вот! – воскликнул Лирик. – А теперь послу- шай стихотворение «Движение»: Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей. – Допустим, – ответил Физик. – Теперь расскажи, что за явления описаны в этом отрывке. – Лирик остановился в центре комнаты и с выражением прочёл: Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лёд… – Трение, плавление, отражение, – загибал пальцы Физик. – Коньки скользят по льду, так как температура плавления льда снижается при увеличении внешнего давления. Под давлени- ем конькобежца лёд подтаивает, и коньки дви- жутся по тонкой водяной плёнке, которая слу- жит смазкой. – А «соседство» агрегатных состоя- ний воды – жидко- го, твёрдого и газо- образного – очень красиво и поэтично описано в романе «Евгений Онегин», –продолжалЛирик. – Это целый «учеб- ник» по физике! – Не читал, – опустил глаза Фи- зик. – Приведи, по- жалуйста, приме- ры. «Татьяна пред окном стояла, На стёкла хладные дыша...» Рис. Вики БЕКЕТОВОЙ, 16 лет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz