Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.
Н еобычный урок про- вёл ученик школы се- ла Вислая Поляна Тербун- ского района Липецкой области Артём Глотов на Всероссийском конкур- се «Первые шаги в нау- ку». С одной стороны, его можно было назвать уроком неизвестного язы- ка, так как с членами комис- сии Артём порой разговаривал на совершенно непонятном наречии. Но всё ока- залось куда интереснее – язык-то русский, толь- ко украшен диалектными словами, которыми по сей день балакают жители Вислой Поляны. Вот и сам мальчишка нет-нет да и назовёт задиристо- го петуха кочятом, аппетитные пряники – жам- ками. А на мысль заняться изучением уникаль- ного вислополянского языка этого восьмикласс- ника натолкнул случай. Год назад друг Артёма – Саша Орлов – прие- хал жить из Тульской области в Вислую Поляну. Но за всё это время так и не привык к диалекту новых односельчан. Вот и поделился с Артёмом тем, что порой не понимает, о чём толкуют во- круг. Артём привёл его в школьный музей. Здесь хранится словарь диалектных и малоупотребля- емых вислополянцами слов. Когда-то первые за- писи в нём сделала библиотекарь Любовь Нико- лаевна Филлиповских. Саша нашёл «перевод» не- которых непонятных слов, на том и успокоился, а Артём – нет. Ему стало любопытно, есть ли вис- лополянские наречия в толковых словарях Даля и Ожегова? Каково же было его удивление, когда из 129 слов он нашёл у Ожегова лишь значение слова яственна . После этого Артём решил взять шефство над дан- ным музейным экспона- том. Вскоре его соавтора- ми стали все жители села. В беседе с бабушками и де- душками восьмиклассник едва успевал записывать забавные вы- ражения. Потом юному краеведу стали передавать слова в письмах, сложенных треугольниками, наспех записанные на клочках газеты, и даже присылать эсэмэски. В словаре уже более трёхсот существительных, прилагательных, глаголов и прочих частей речи. Но собрать их – это полдела, ведь нужно ещё и грамотно классифицировать. И тут началось самое интересное. Оказывается, особенностя- ми местного диалекта являются сильное яканье и смягчение окончания. Многие звуки уступили место другим, например, в середине слова «о» по- менялось на «а» – картАчкя (фотография) , па- рАчкя (кофта и юбка из одной ткани). А «ф» про- износится как сочетание звуков «хв» – ХВартук (передник) , куХВайкя (верхняя рабочая одежда). По сей день односельчане, если зовут друг друга по имени, ударный гласный звук протягивают – Ва-ась, Ню-юрк . А если обращаются по отчеству, то тут и вовсе полслова меняется на окончание «иха» – Иваниха, Федориха . Откуда ж знать при- езжим, что серники – это спички, зенка – божья коровка, а хрястишши – перекрёсток. Сложи- лись в вислополянском говоре даже свои фразе- ологизмы: папёр па панасу – идти без дороги или говорить невесть что, стопачкий саять – боять- ся. Приводить примеры можно бесконечно. Артём на достигнутом не остановился: на ди- алекте частушки поёт. И тачает их на гитаре. Правда, условия Всероссийского конкурса не по- зволили ему блеснуть музыкальными талантами. Но слух комиссии он всё равно усладил: «Няхай камуй-та мая работа пакажицца ня дюжа важ- най, можа вы дажа пограхочитя над тем, как я балакаю, а я скажу, что я изделал её у память аб маей прабабушки Маши. Я был баляхлай и хара- шо помню – ана балакала тахта» . Артём Глотов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz