Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.
Ведущие : – Госпожа Транскрипция огласит по сильным и слабым позициям для всех вас на се- годня последний… УКАЗ! Для всех гласных считать: СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИЕЙ – положение в ударном слоге; СЛАБОЙ ПОЗИЦИЕЙ – положение в безударном слоге, где звук, обозначаемый буквой О , слышится как [А] , звуки, обозначаемые буквами Я , Е , слышатся как [И] или [И э ] . Ведущие : – Представление окончено! Все го- сти приглашаются во дворец! Право войти пер- выми предоставляется грамотеям, вернувшим в страну непроизносимые согласные! Орфографуша : – Ребята! Что вы по сторонам смотрите? Это о вас говорят! Идите быстрее! Оля и Коля : – О нас? Это мы грамотеи?! Королева Фонетика : – Конечно, вы! Вы же так быстро обнаружили беглецов! Именно вам я пре- доставляю право огласить мои Законы. Читайте громко, чтобы все слышали! ЗАКОНЫ ФОНЕТИКИ ✔ Каждое слово состоит из гласных и со- гласных звуков. Звуки объединяются в слоги, слоги – в слова. В каждом слоге только один гласный звук. ✔ Ударение в слоге падает только на гласный звук. Гласные звуки слышатся отчётливо толь- ко в ударных слогах. ✔ В сочетаниях согласных звуков первый по- лучает качества второго . В конце слова парные звонкие согласные оглушаются . ✔ Рядом со звонким звуком может стоять только звонкий, поэтому парные глухие перед звонкими озвончаются . ✔ Рядом с глухим звуком может стоять толь- ко глухой, поэтому парные звонкие перед глу- хими оглушаются . ✔ Рядом с мягким звукомможет стоять толь- ко мягкий, поэтому парные твёрдые перед мяг- кими смягчаются . ✔ Перед гласными и сонорными согласными [Л], [М], [Н], [Р] могут стоять и глухие, и звон- кие согласные. ✔ Звук [В] стоит только перед звонкими, пе- ред глухими оглушается, но перед собой допу- скает и звонкие, и глухие согласные. – ЗАКОНЫ НЕ ОБСУЖДАЮТСЯ! ЗАКОНЫ НЕ ЗНАЮТ ИСКЛЮЧЕНИЙ! ЗАКОНЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И СОБЛЮДАТЬ ВСЕ: НА НИХ ПОСТРОЕНЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА! А теперь я хочу поближе познако- миться с героями нашего праздника. Как вас зовут? Ребята : – Коля и Оля. Мы пришли сю- да с тётушкой Орфографушей. Королева : – Постойте, постойте… Это не вас ли Совет Орфографического Спасения к нам на- правил? Вы – Оля-неумейка и Коля-нуишток?! Вот это да! А я чуть было не предложила этим без- грамотным детям открыть Фонетические игры! Коля : – А мы уже не совсем безграмотные. Нашли же мы ваших беглецов! Королева : – Хорошо. Я задам вам один- единственный вопрос. Если вы на него ответите, то откроете Карнавал! Не ответите – останетесь на площади выметать все ошибки после пред- ставления! Уверяю, работы вам на год хватит! Во- прос: что такое ошибкоопасное место? Ины- ми словами, когда можно ошибиться в напи- сании гласной или согласной? На обдумывание ответа – одна минута! Орфографуша : – Ребята, чтобы помочь Коле и Оле справиться с заданием королевы Фонети- ки, отправимся в… ТРЕНАЖЁРНЫЙ ЗАЛ ТЁТУШКИ ОРФОГРАФУШИ ЗАДАНИЕ 2. В стихах госпожи Транскрип- ции о непроизносимых согласных найдите все слова с непроизносимыми согласными и подбе- рите к ним проверочные слова. Подчеркните в них гласные в слабой позиции. ЗАДАНИЕ 3. Перечитайте все Указы и За- коны и ответьте на вопрос королевы Фоне- тики. – Минута прошла! Я повторяю свой вопрос: что такое ошибкоопас- ное место? – Когда в слабой позиции гласные Или в ней же стоят согласные – Это трудное место, ужасное, В общем, место ОШИБКООПАСНОЕ! Надо видеть его научиться, Чтобы в слове не ошибиться! Королева : – Какие дети: и на вопрос ответили, и стих сочинили! Скажите правду: сами додума- лись или подсказал кто? Оля : – Читатели помогли!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz