Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.
В ремя гораздо могущественнее людей. Бы- вает, лечишь рану, лечишь, а всё без тол- ку. Но пройдёт время – глядь, и сама затянулась. Или вот человек. Жил, что-то делал сегодня и хотел сделать завтра. А время возьми и подкоси его. И никак не придумают люди такого средства, чтобы минуты остановить. Казалось бы, им всё подвластно: земля, реки, небо…А тут бессильны. Но мне повезло. Время само подталкивало ме- ня к людям. Оно шептало: «Скорей!» – и дарило мне нового знакомого. И совершенно неожиданно оказывалось, что этот новый знакомый хранит в своей памяти ещё никому не рассказанную семей- ную историю о войне. Эти истории я записы- вала. Они печатались на страницах «Золотого ключика». А потом собрались в книгу «Чтобы наши победили». Книга была издана, уже по- явились первые читатели, а я ждала, что вре- мя вот-вот превратится из помощника в пре- граду. Ведь седьмой десяток лет идёт с той войны, всё больше блекнет память люд- ская. Вот и героев моей книги в живых уже нет… И вдруг встречаю в Липецке учителя школы села Девица Усманского района Люд- милу Николаевну Черникову. Прежде мы не были близко знакомы, только в лицо друг друга знали. Смотрю издали и раздумываю, что делать. Люд- мила Николаевна тоже смотрит, улыбается и го- ворит: – А мы инсцениров- ку ваших рассказов с ребятами ставим. Приезжайте в мае, по- смотрите! Я как будто на всём скаку с коня слетела и все доспехи растеряла. – Инсценировку? – переспрашиваю. – С какими ребятами? – С третьеклассни- ками и пятиклассни- ками. Тут мой конь, зацепившись поводьями, потя- нул меня в одну сторону, а доспехи – в другую. Я была не просто рада, а счастлива этой новостью. Но испугалась: вдруг ребятам неинтересно бу- дет? Им же лет по десять-одиннадцать. Интер- нетом, наверное, увлечены, «сотиками», вирту- альностью. А в книге – Ваня Жданов единствен- ную курицу зарубил для партизана, Даша Рогова корову под обстрелом доила, Захар Антухов из старой рубашки игрушки сшил для ребятни к Но- вому году. Не превратилось ли то далёкое время в рисовое зёрнышко?.. С такими мыслями и поехала в школу. …Полный зал ребят, глаза блестят, волнуют- ся. На сцене – цветы. Я потихоньку села и вдруг вижу: на соседнем стуле лежат сценарий и моя книга. Но такой красивой я её даже в мечтах ни разу не видела. Зачитанная, кое-где потёртая, с закладками… Тут и спектакль начался. Один за другим по- являлись маленькие герои войны. Сначала я, честно говоря, удивилась тому, что выхо- дили ребята не на сцену, а становились рядом с ней. Но потом поняла: ведь сами герои книги не считали, что со- вершили подвиг. Это громкое слово они берегли для тех, кто на фронте, считая глав- ными героями взрослых воинов. Это мы, глядя на них со стороны, понимаем, что достойны «сцены» были и те и другие… Спектакль шёл почти час, но мне он показался минутой. «Скажите честно, как мы сыграли?» – спросил у меня пятиклассник Паша Шутов. Ему досталась роль директора школы, который в дека- бре 1941 года «назначил» своим первоклассникам нового учителя – одиннадцатилетнего Матвейку. Я кивнула – Паша обиделся: – Что, плохо? Я помотала головой, но ничего вразумитель- ного так и не сказала, потому что меня душили слёзы. …Спасибо вам за всё, дорогие ребята. А ты, Паша, извини, в тот момент я про- сто была слишком счаст- лива. Ты меня обяза- тельно поймёшь, ког- да наступит время. Софья МИЛЮТИНСКАЯ, село Девица Усманского района. Паша Шутов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz