Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.
К ого хворь заморская мучает, кого вос- поминания об икре кабачковой, а Емелю одолела жажда знаний. Захотелось ему, аквариу- мисту, эксперимент провести. Всё уже придумал, нужна была только живая рыба. А где её взять зимой? Волку хорошо, в прорубь хвост засунет, скажет заветное: «Ловись, рыбка, большая и ма- ленькая» – и всё. Думал-думал Емелюшка, и на третьи сутки зажглась-таки над его головой лам- почка ватт на сто. Порылся в чулане, нашёл ста- ренькую блесну и отправился к проруби. Три раза закидывал ведро и вытащил чудо- юдо-рыбу-щуку. Глянула она на Емелю своими изумрудными глазами и молвила: – Милок, ты совсем совесть потерял! Я тебе уже помогала! – Пойми, щука, сердце эксперимента просит! – Исполняю три желания – и ты меня отпуска- ешь. Никаких эксперметров! – Не губи талант учёного, подопытная! И не волнуйся, потом отпущу. Принёс Емеля ведро с щукой в дом и начал приготовления. Поставил на стол два больших аквариума, наполнил их наполовину отстоянной в течение нескольких дней водой. Дно первого покрыл слоем светлого речного песка, а второго – тёмными камешками. Стенки оклеил бумагой такого же цвета, как и грунт. Затем долил воду и посадил растения. – О, элодея канадская, роголистник, валлисне- рия, – изрекла щука и кивнула: – Хорошая трав- ка, одобряю. Но Емеля не слушал подопытную, он запускал в аквариумы улиток: катушек роговых и ампулярий. – Соколик, ты удумал меня в двухкомнатную квартиру поселить? – По правилам нужно подо- ждать несколько дней, пока не установится биологиче- ское равновесие, – сказал Емеля. – Сначала во- да помутнеет от поя- вившихся микроорга- низмов, а как только вновь станет светлой, можно тебя туда запустить. Да времени у нас нет. – Петруша ты, а не учёный, – поморщилась щука. – Нужно сначала всё подготовить, а потом опыты проводить. Емеля молча пересадил рыбину из ведра в ак- вариум со светлым грунтом и стал наблюдать. –Милок, тычегождёшь-то?Может, чемпомогу? – Ты должна посветлеть. Запомни: измене- ния в окраске происходят из-за расширения или сужения красящих пигментных клеток, находя- щихся в чешуе. – Не ведала я про это, соколик. Но ожидания твои оправдаю. Окраска щуки действительно вскоре посветле- ла, плавники и пятна стали бледными. Она пыта- лась слиться с цветом местности. Емеля всё ста- рательно записал в дневник наблюдений. А потом пересадил рыбу в аквариум с тёмным грунтом. Окраска сразу же стала более насыщенной, яркой. – А теперь пиши вывод, – велела щука. – Пре- жде чем оборудовать аквариум и приобрести грунт понравившегося цвета, нужно подумать, как это может отразиться на окраске рыб. Ещё нуж- но иметь в виду, что в очень светлом, насквозь просвечивающемся аквариуме мы чувствуем се- бя неуютно и поглощаем больше кислорода. По- нял, Петруша? – Я Емеля. – Хрен редьки не слаще. – Ошибаешься! Содержание сахара в хрене 16,3 процента, а в редьке – всего 7. Так что слаще. – Но это уже совсем другой эксперимент, – многообещающе сказала щука. Татьяна РАЗИНКОВА, педагог областного детского эколого- биологического центра, которая ручается за то, что все «аквариумные» факты достоверны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz