Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.
АНТРАКТ! Орфографуша: – П ока на площади в перерыве представления все танцу- ют, а я объясняю Оле и Коле Указ ко- ролевы Фонетики, сбегайте в Тренажёрный зал и с помощью Маршрутных листов потренируй- тесь определять позиции парных звонких и глу- хих согласных. ТРЕНАЖЁРНЫЙ ЗАЛ ТЁТУШКИ ОРФОГРАФУШИ Как запомнить все глухие согласные? Приём1 . В предложении « Фока, хочешь поесть щец?» все согласные – глухие! Приём 2 . Взять все согласные из сло- ва КАПУСТА, прибавить к ним все согласные по алфавиту, начиная с Ф: Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Что делать, если забыл, какая позиция для данного звука сильная, а какая – слабая? Подобрать слово, в котором парный данному согласному звук стоял бы в такой же позиции. 1) весна – знаю (перед сонорным [Н] могут сто- ять и по-разному отчётливо слышаться и С, и З, значит, эта позиция сильная). 2) дубки – шапки (перед глухим [К] могут сто- ять и Б, и П, но произносятся они одинаково – [П], значит, эта позиция слабая). 3) Почему звуки, танцующие менуэт, называют себя «смыслоразличителями»? ЗАДАНИЕ 1. Ответьте на вопросы: 1) Почему звуки, танцевавшие менуэт, польку и рэп , кланялись вместе? 2) В какой позиции всегда находятся непар- ные звуки? ЗАДАНИЕ 2. Запишите буквами слова [т а г- жэ, н о кт , и, эгз а м , эн, пр о руп , , о тзыф, о фцы, рат], подчеркните буквы, обозначающие звуки в сла- бых позициях. Разделите слова на две группы – с оглушением и с озвончением. Какое слово вой- дёт в две группы? ЗАДАНИЕ 3. Определите, в какой позиции на- ходятся выделенные согласные, и подберите по Маршрутному листу слова, доказывающие ва- шу точку зрения: про С ьба, С бегать, С лева, о Т- дай, о Т рыв, С жигать. ЗАДАНИЕ4. Сколько «звуковыхмасок» (разных звучаний) у всем знакомого предлога С ? Прогово- рите вслух слова с ним, хорошенько послушайте, запишите его в транскрипции со словами и посчи- тайте «маски»: с Толей, с Тиной, с другом, с Димой, с Шариком, с Жучкой, с щами, с шоколадом. СОВЕТЫ ОРФОГРАФУШИ Перед тем как выполнять задания, каждый раз обязательно делайте следу- ющее: складывайте все правила, которые я даю, в свой «Сундучок знаний». Их можно пере- писывать, ксерокопировать и наклеивать в специ- альную тетрадку. А ещё можно складывать по по- рядку в коробочку. Но перед этим – обязательно в них разбираться и запоминать! Удачи! КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ в № 6 от 22 марта 2011 г. Задание 1. Ударения, гласные, значение слова. Задание 2. Папка – бабка (1), палка – балка (1), кофта – ковка (1), кошка – ложка (1), друг – дрок (1), везти – нести (1), луг – лук (0), труд – трут (0), частота – чистота (0), примерять – примирять (0). Задание 3. Пр о пасть – проп а сть, к а пель – ка- п е ль, п и ли – пил и , а тлас – атл а с, пл а чу – плач у , п у- гало – пуг а ло, дор о га – дорог а , хл о пок – хлоп о к. ВПЕРЁД! ФОНЕТИКА ЖДЁТ! Ответы присылайте до 15 мая 2011 года по адресу: 399055, г. Липецк, ул. Московская, 83, тётушке Орфографуше, или на электронную по- чту с темой «Тётушке Орфографуше». E-mail: goldkey@lipetsk.ru Дорогие ребята! Итоги конкурса грамотеев за февраль-май будут подведены в июньском номе- ре «Золотого ключика»! Играйте, отвечайте и побеждайте! УКАЗ Для парных твёрдых согласных считать: СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИЕЙ – положение пе- ред гласными А, О, У, Э, Ы, И; в середине сло- ва перед твёрдыми согласными; в конце слова; СЛАБОЙПОЗИЦИЕЙ – положение в сере- дине слова перед мягкими согласными. Для парных мягких согласных, а также для непарных согласных по мягкости/твёрдости слабых позиций не существует! Это произойдёт и сейчас: последний танец ан- самбля – мягкий воздушный ВАЛЬС ! ме[д] ме[д , ]ведь приё[м] приё[м , ]щик Оля: – Посмотрите, и правда: стоило только мягкому согласному встать после твёрдого, как твёрдый тоже стал мягким! Какие пластичные эти звуки! Орфографуша: – Чтобы не путаться, позиции знать надо. Тихо! Слушайте УКАЗ!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz