Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.

Оля: – А почему кланяются все вместе, а не по- сле каждого танца? О рфографуша: – Потому что хоть места в сло- вах у этих звуков разные, позиция одна. Коля: – Как одна?! Три! Оля: – Нет, одна. Я поняла какая! Орфографуша: – А вы, ребята, поняли, в ка- кой позиции были все парные твёрдые-мягкие звуки в трёх «танцах»? Думайте и смотрите представление дальше. Транскрипция: – Тихо, тихо! Это ещё не конец! Нам далеко до точки! На сцене – звуки-одиночки! Каждый – сам себе господин, каждый танцует без пары, один, хоть между собой они – друзья- подружки! Они споют и спляшут задорные ЧА- СТУШКИ ! Скажут [ Ж ], [ Ш ], [ Ц ] вам гордо, Что звучим ВСЕГДАмыТВЁРДО! Каждый твёрдо одинок: [Ж] сейчас станцует ж ок, На ц имбалах грянет [Ц], Ш ейк станцует [Ш] в конце! Танцоры величайшие – Мягкие, мягчайшие: Ведь для [ Й , ], для [ Ч , ] и [ Щ , ] НЕТ ТВЁРДЫХ ПАР вообще! [Ч , ] ч е ч ётку отбивает, На щ ипковых [Щ , ] играет, А ты, [Й , ], нам подыгра й -ка На весёлой балала й ке! Коля: – Тётя Орфографуша, эти одиночки в ка- кой позиции стоят? Орфографуша: – А ты вспомни, что говорится в УКАЗЕ о глухих/звонких одиночках. Коля: – Вспомнил. Нуишто? То – глухие/звон- кие, а это – мягкие/твёрдые! Орфографуша: – А вы, ребята, поняли, в чём сходство всех звуков-«одиночек»? Чтобы отве- тить на этот вопрос, пока не читайте дальше. А сделайте вот что: подберите такие слова с [Ж], [Ш], [Ц], [Ч , ], [Щ , ], [Й , ], чтобы эти звуки стояли перед гласными, твёрдыми и мягкими согласны- ми или в конце слова . Проговорите слова вслух несколько раз и послушайте звуки-«одиночки». В какой позиции они находятся всегда? Транскрипция: –Асейчас – танецисключитель- ный, необыкновенный, заключительный! На сцене – грациозные солисты, самые пластичные артисты! Когда рядом с [Н], [С], [З], [Д], [М] становятся мягкие согласные, особен- но [Ч , ] и [Щ , ], твёрдые в мягкие пре- вращаются, то есть СМЯГЧАЮТСЯ ! Транскрипция: – Выступает ансамбль танцевальный, един- ственный, уникальный! Присмотритесь, пары какие: необычные, непростые! Это разноплано- вые актёры – ТВЁРДЫЕ мужественные танцоры иМЯГКИЕ как пух балерины! Исполняется танец старинный. В нём пары в конце слов делают пи- руэт. Итак, смотрим звуковой – Посмотрите, зри- тели, мы – смыслораз- личители ! Спутаете вы едва ль: хо[р] – хо[р , ], ко[н] – ко[н , ], да[л] – да[л , ], бараба[н] и бараба[н , ], бра[т] – бра[т , ], ве[с] – ве[с , ], да[н] и да[н , ], уго[л] – уго[л , ], шес[т] и шес[т , ], ста[л] – ста[л , ], оде[т] и оде[т , ]! В конце слов – всё ясно! Мы слышимся прекрасно! Транскрипция: – А теперь танцоры готовы по- казать фигуры в середине слова перед твёрдой согласной ! Там звуки тоже слышатся ясно! – Мы меняемся местами И играем со словами: по[л]ка – по[л , ]ка, зо[р , ]ка – зо[р]ко, ба[н]ка – ба[н , ]ка, го[р , ]ко – го[р]ка! Твёрдый-мягкий покрутились – Смыслы слов переменились! Транскрипция: – И, наконец, танец совре- менный, в нём артисты танцуют отменно! Перед гласными голос у них окреп! Они поют и танцу- ют РЭП ! – [П]оля [п , ]ела: «[Т , ]ёма, [Т]ома, [В , ]е[р]а, [В]а[р , ]я были дома. [Т]оме, [Т , ]ёме позвонили, К себе в гости пригласили. Тут – гро[з]а, дождём гро[з , ]я, Ветер, как ко[с]а ко[с , ]я, Вдруг подул, листву кру[т , ]я, Волны по реке во[д , ]я! С неба хлынула во[д]а! Ох, гроза сильна, кру[т]а! Не покинем тёплый [д]ом! Нет, мы в гости не пой[д , ]ём!» Орфографуша: – Что творится на площади! Какие овации! Сколько цветов! ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz