Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.

О днажды в библиотеке третьеклассник 4-й грязинской школы Р ома Павлов увидел книгу о географических открытиях. Ничего не подозревая, снял её с полки, открыл… А книга- то была волшебная. Иначе отчего, скажите на ми- лость, Рома из обычного мальчишки тут же пре- вратился в мореплавателя? Четыре дня он не расставался с книгой, по несколько раз перечитывая каждую страницу. Больше всего Рому впечатлили Абель Тасман и Джеймс Кук, занимавшиеся изучением Океании и Австралии. Великие мореплаватели стёрли огромные «белые пятна» на географической кар- те. Зачитываясь их воспоминаниями, Рома пред- ставлял себя первооткрывателем. Мальчишеская фантазия населяла далёкие острова мифическими существами и удивительными народами. Он ри- совал географические карты своего вымышлен- ного мира, прокладывал новые маршруты. А все «открытия» записывал в специальный журнал. Пришло время возвращать книгу в библиотеку. И здесь Рома увидел другую – «Ветры Куликова поля» Анатолия Митяева. И представляете, она тоже оказалась волшебной! Отчего именно, ска- жите на милость, китель первооткрывателя маль- чишка сменил на китель флотоводца? Теперь Рома изучал тактику морских сражений, рисовал карты баталий. А знания черпал из воспо- минаний знаменитого адмирала Фёдора Фёдоро- вича Ушакова, не про- игравшего ни одного сражения. Рома пред- ставлял себя флото- водцем, воюющим с турецким флотом. Он перечертил схему Керченского сраже- ния, которое произо- шло 8 июля 1790 года. Именно в этой битве нашфлот, несмотря на превосходство сил противника, су- мел одержать победу. И именно про этот бой Ушаков написал: «Я сам удивляюсь провор- ству и храбрости моих лю- дей. Они стреляли в не- приятельский корабль не часто и с такой сноровкою, что казалось, каждый учится стрелять по цели». Изучая морские баталии, Рома добрался до описания Синопского сражения, произошедшего 18 нояб- ря 1853 года. История разгрома турецкой эска- дры русским Черноморским флотом под коман- дованием адмирала Нахимова сподвигла маль- чишку на детальное изучение Крымской войны. Ведь это сражение можно назвать «лебединой песней» парусного флота. В последний раз в ми- ровой истории парусники воевали, и против ко- го – турецких бронированных пароходов! Эта битва так впечатлила мальчишку, что он нашёл в Интернете картину Айвазовского «Синоп. Ночь после боя 18 ноября 1853 года», распечатал её и повесил над письменным столом. Накопленные знания о флоте пригодились Ро- ме на занятиях по судомоделизму в Доме детско- го технического творчества «Грязинский». Он сконструировал самоходные модели-копии ко- раблей и представил их на областной выставке по судомоделизму. «Блестящая неудача»…После подведения ито- гов Роме вспомнились эти слова. Давным-давно генерал-губернатор Голландской Индии так оха- рактеризовал экспедицию Абеля Тасмана. Вот и результат мальчишки оказался «блестящей не- удачей». Он стал лучшим в двух номинациях: ЕК-600 (самоходные модели-копии военных ко- раблей длиной до 600 миллиметров) и теорети- ческом зачёте. Это «блестящая» часть, а неудач- ным команда грязинцев считает своё выступле- ние. В командном зачёте они, благодаря успехам Ромы, заняли второе место. Напоследок скажу, что, как только юный судо- моделист закончит мастерить маленький корабль «Императрица Мария», он снова отправится в библиотеку. И я всё думаю: в книгах ли притаи- лось волшебство или в Ромкиной любознатель- ности и фантазии?.. Павел ЖУКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz