Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.
С тою перед крохотным домиком с черепич- ной крышей. В нём в 1805 году родился Ве- ликий Сказочник Ганс Христиан Андерсен. Раньше мне приходилось видеть его лишь на старинных гравюрах да на фотографиях в альбо- мах и книгах. Но, как всегда, в действительности всё выглядит совсем иначе, и никакая даже пер- воклассная цветная фотография не в силах пе- редать дыхание истории и реальности, которое охватывает лично тебя, когда попадаешь в стра- ну или город, о которых мечтал, и можешь дотро- нуться до них рукой. Я подошёл и коснулся сте- ны легендарного домика… Вся эта кривая улочка Ханс Йенсенстрэдэ, с её смешными уютными домиками, сохранена такой, какой она была. А булыжная мостовая и узень- кие каменные тротуарчики полностью убежда- ют тебя, что ты попал в Оденсе начала девят- надцатого века. Я стоял и ждал, что вот-вот из-за угла по- явится сам Андерсен в изящно сшитом сюр- туке, цилиндре, с розой в петлице и тростью в руке. Войдя в мемориаль- ный музей, к своему удивлению, попадаю в просторный совре- менный вестибюль и иду потом по большим светлым залам. Есть там и купольный зал, стены которого расписаны фресками о жизни Андерсена, и специальный зал, где стоят длинными рядами стеклянные, похожие на аквариумы шкафы. В них хранятся книги ска- зок, романы, повести, поэзия и путевые книги, дневники и переписка Андерсена… всё-всё, что было издано на всех существующих языках. Это зрелище волнующе! И только несколько комнат музея – крохот- ные, с низкими потолками и маленькими окнами, – это сам старенький домик, в котором родился поэт. Всё остальное было построено в 1970 году с таким тактом и так мудро, что, когда идёшь по узенькой Ханс Йенсенстрэдэ, тебе и невдомёк, что там за низенькими домиками находится боль- шой современный музей. Сколько здесь интереснейших экспонатов: до- кументы, рукописи, картины, старые издания книг, гравюры современников, фотографии, тро- гательные рисунки самого Андерсена и его вир- туозно вырезанные ножницами цветные силуэты. В тёмной комнатке, на маленьком экране, идёт показ дагерротипов ифотографий, имы видимАн- дерсена в разные годы. Он очень любил сниматься, и поэтому коллекция фотографий внушительна. В другой комнате можно сесть, приложить к уху трубку, нажать соответствующую кнопку и услы- шать выбранную тобой сказку Андерсена на язы- ке, который ты знаешь. Здесь есть реконструкция последней квартиры, которую писатель снимал в Копенгагене на Ню- хавн в доме № 18. Тут его рабочий стол, мебель, любимые вещи, фотографии и картины на стенах. Сквозь оконные занавеси видны дома на проти- воположной набережной гавани. Андерсен очень любил этот романтический уголок Копенгагена. …Так часами я ходил по музею, делая нужные мне записи и зарисовки. Потом, уединившись в отдельной комнате, стал знакомиться со стары- ми изданиями книг, любезно мне предоставлен- ными. Среди них первое издание «Путешествия в Швецию». Книга маленького формата, в по- тёртом светлом кожаном переплёте. На первой странице дарственная надпись и автограф само- го Г. Х. Андерсена. Я держал эту книгу в руках, смотрел на выцвет- шие чернила надписи, сделанной рукой поэта, и передо мной стали возникать картины из жизни Андерсена. Всё, что я о нём знаю. В одном из залов этого музея.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz