Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.

«Развивай в себе поэтическое видение мира. Без живого дара поэзии трудно быть настоящим вожатым», – советовал король страны Детства вожатым ребят. И сам стал автором шести сбор- ников песен, бардом-исполнителем. «Нам всем необходимо вернуть детей прежде всего к Природе. Да, да, с большой буквы. Ибо Россия – самая природная страна в мире. Спец- ифика нашего Отечества в том, что Дух и приро- да были соединены в единой гармонии», – писал он. И издал много трудов на эту тему. Одна из липецких газет назвала его человеком- праздником. И не только потому, что это издание рассказало о нём как о сценаристе, режиссёре и ведущем праздников в нашей области, которых он провёл более трехсот. Дело ещё в том, что док- тор педагогических наук, профессор Шмаков ча- сто делился с читателями разных изданий своей радостью от встреч с интересными и порядоч- ными людьми. А такие встречи обнадёживают в желании изменить жизнь к лучшему. Его героя- ми были учителя, крестьяне, рабочие, известные артисты и писатели, космонавты. Он вообще не любил говорить о плохом. Даже рассказывая о трудностях, вспоминал радости, с ними связанные. …Но однажды наступил момент, когда силы иссякли. В апреле 2000 года Сталь Анатольевич Шмаков ушёл из жизни. Ушёл, оставаясь коро- лём Игры, королём страны Детства. Потому что: Человек настоящий Сгорает до полного тла, Добрым людям тепло Оставляя на добрую память. Эти строки из стихов вашего Ко- роля, до-рогие дети… Елена МИТИНА, лауреат педагогической премии имени Сталя Шмакова. Д л я того чтобы вы, дорогие ребята, лучше узнали человека, который так ярко жил ради вас, мы решили привести несколько неболь- ших отрывков из интервью, которое Сталь АнатольевичШмаков дал в 1994 году одной из липецких газет. - С таль Анатольевич, Вы – Козерог. А люди, родившиеся под этим зна- ком, обычно талантливые натуры. Но откуда у вас силы на такую сумасшедшую плотность жизни? Здесь, видимо, Вы вступили во взаи- моотношения со всем зодиаком сразу… – Плохо работают и скучно живут притворяю- щиеся, неискренние люди. Человек должен быть открытым, этому постулату я следую всю жизнь. Вот, видимо, почему приходят дар и силы свы- ше. А нет дара – меняй работу. Но, увы, многие, войдя в роль скептика, выйти из неё не могут. И комплексуют, притворяются персоной, а на деле – мыльные пузыри. «Мыльные» – доносят, веч- но воюют, сплетничают, завидуют. Если хотите, в пику таким я и живу. Но это, конечно, не глав- ная причина, как вы выразились, сумасшедшей плотности жизни. Моя профессиональная обя- занность – давать ученикам Знания и Веру. Воо- душевлять, а не заставлять. Заставляют слабые… – Скажите, а что заставляет Вас, известного учёного, до сих пор работать в школе? – Антей терял силу, оторвавшись от земли. Имеет ли право преподаватель педвуза быть учи- телем учителей, не работая с детьми? Сомнева- юсь. Для меня сотрудничество со школьниками, их учителями – необходимость. Это даёт импульс к творчеству. Потом, с детьми просто интересно. Словом, школьники – мои партнёры и друзья. Я учу их, они учат меня. В школе, начиная с 50-х годов, преподаю в педагогических классах. Эти классы – тоже моё научное увлечение. – А каково Ваше отношение к религиозной педагогике? – Я пропагандирую её. В «Педагогическом ка- лейдоскопе» – газете, которую, кстати, помо- гал создавать своим московским коллегам и где в каждом выпуске публикуются мои материалы, – этой теме посвятил недавно большую статью. Основная её мысль заключается в том, что «рели- гиозная педагогика» обращена к миру чувств че- ловека. У церкви следует учиться тому, что серд- це – средоточие душевной и духовной жизни, и его надо развивать. Знаменитый Николай Крючков был участником одного из праздников, который вёл Сталь Анатольевич.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz