Золотой ключик (г. Липецк), 2011 г.
Фото А. КОЗИНА. Думала, убедила сыночка. Прошло несколько дней, слышу, Альберт с мотоциклом возится, за- вести не может. Вышла из землянки, наблюдать издалека стала. А уж когда он из выхлопной тру- бы мусор какой-то выковырял, сразу всё поняла. Альберт ругнулся, к нам зашагал. Я к нему на- встречу пошла, поравнялась, он мне на ломаном русском и говорит: – Передай твой щенок, чтобы мне на глаза не попадался. На большее не решился. Может, всё- таки испугался мести матери или чего другого. Фронт тогда уже дрогнул, ар- тиллерийская канонада не умолкала. Всем было ясно: немцам здесь долго не продержаться. Несколько дней Юра не ночевал до- ма – устроила я его у соседей, подаль- ше от ненавистного Альберта. …Мы оставались «под немцем» дол- гих полтора года: с 12 октября 1941 года по 6 мар- та 1943 года… А 9 марта, вЮрин день рождения, был ему сде- лан самый желанный подарок: возобновились за- нятия в школе. Накануне учительница Ксения Герасимовна Филиппова обошла все деревенские дома, извещала, чтобы назавтра к 9 ча- сам все собрались в доме Ве- ры Дмитриевны Клюк- виной – там будет школа. Изба у Ве- ры Дмитриевны была большая, а семья – она одна, вот и попросила Ксения Герасимов- на разместить клас- сы у Клюквиной. Школу-то нашу, которой колхоз до войны гордился, немцы сожгли при вступлении в Клушино. Вера Дмитриевна охотно со- гласилась, избу всю почистила и полы вымыла, у соседей лавки подзаняла, ста- ралась как можно лучше всё устроить. Я разыскала на чердаке Юрин порт- фельчик. А положить в него было нече- го: букварь и другие учебники пошли на растопку у гитлеровцев, ни одной тетради не осталось. Но ученик есть ученик, должен быть с портфелем. Проводили мыЮру на уроки с пу- стой сумкой. Вернулся он возбуждённый, стал делиться впечатлениями. Учебников в классе не было, но командир полка передал Ксении Герасимов- не Боевой устав пехоты. По нему-то и овладе- ли грамотой. В одной комнате располагалось по два класса: сначала первый и третий. Заканчива- лись у них занятия – начинали учиться второй и четвёртый. Ксения Герасимовна сразу же да- ла задание: набрать гильз, чтобы по ним учиться счёту, поискать в домах бумагу. Любой клочок был необходим, каждому листочку радовались. Юра сразу учиться стал старательно, все за- дания выполнял. Немалое значение имело и то, что он понимал: учительнице нелегко прихо- дится одной обучать ребят четырёх классов, да ещё нет учебников, никаких школьных пособий. Юра всегда был добрым, отзывчивым. Вот он и стремился не расстраивать учительницу и мне поменьше доставлять беспокойств». Задание после чтения: ✔ Придумайте памятник мальчику военной поры Юре Гагарину. И опишите его. Или нарисуйте. В наше время это игра...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz