Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.

12 – Сынок, пора вставать! – лёгкая прядь мами- ных волос защекотала Мишкину щёку. И мальчик, ещё не открыв глаз, вспомнил: сегод- ня он идёт в Троицкий храм, что стоит на другом краю их села. Мишу водили туда лишь однажды, когда крестили. А теперь он примет Святые Дары, чтобы Господь благословил его на доброе учение в первом классе. Под звонкую песню колоколов Миша вошёл в церковь и замер, поражённый её красотой. Распя- тие, иконы, узоры на стенах... Всё это так глубоко проникло в сердце шестилетнего мальчика, что в первую ночь после Причащения он не мог уснуть. А на следующее утро, ещё до восхода, взял из пе- чи уголёк и пошёл рисовать на стене сарая то, что увидел в храме. Â православном храме нет места одиночеству и пустоте. Потому что каждая церковь и даже самая маленькая часовенка напол- нены святыми образами. Войдёшь, приложишься к краешку ризы Бого- родицы, зажжёшь свечечку – вот и полегчало на душе. Помолишься и уйдёшь домой успокоенный, с чувством, будто кто-то развёл тучи над головой. А про человека, который создал икону, вряд ли подумаешь. Но так и должно быть... Церковь – не музей, а святые образы – не картины. На них не указывают фамилию автора и годы его жизни. Ведь создают иконы не для собственной славы, но ради славы Божьей. Поэтому име- на многих мастеров теряются в прошлом. Многих, но не всех... Валентина Павловна бережно хранит память о своём старшем брате, иконописце Михаиле Павловиче Милованове. Про него и пойдёт речь. Его художества вскоре заметили, но ругать не стали. Папа купил сыну блокнот, карандаш. И на желтоватых листках стали появляться портреты младших сестёр, родной дом, берег реки. Но осо- бенно часто он рисовал святые лики. И с каждым днём делал это всё лучше. К о н е ч н о , Мише хотелось выучиться на церковного ху- дожника. Но... ему было все- го двенадцать лет, когда па- па серьёзно за- болел и уже не мог кормить семью. Чтобы помочь Мило- вановым, тро- ицкий священ- ник взял Ми- шу служить в храм. И мальчик стал главной опорой родных. Миша помогал батюшке в алтаре, колокольным звоном созывал прихожан на литургию и прово- жал после всенощной, зимой топил печь. А ког- да выдавалась свободная минутка, пытался ско- пировать в блокнот лики святых угодников. За пять лет службы он так хорошо изучил их, что мог с закрытыми глазами указать, где какая на- ходится икона. Михаил Павлович Милованов. Мама изографа – Пелагея Фатеевна. Троицкий храм задолго до реставрации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz