Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.
14 В нашей семье все путеше- ственники, потому как мы часто переезжали с места на ме- сто. Жили в Курской области, в Украине и Приднестровье. И вот по причине болезни одной род- ственницы оказались в Италии, в провинции Озимо. Языка я, конечно, не знал, и отправился учиться вшколу, в одиннадцатый класс, хотя уже окончил первый курс в российском университе- те. Так поступают все юные ино- странцы, переехавшие в Италию. Признаюсь, перед началом за- нятийчувствовал себя ужасноне- ловко. Шёл в школу и представ- лял: каково это – сидеть за пар- той рядом с ребятами, которые на три-четыре года младше? К счастью, среди моих однокаш- ников оказались ещё несколько взрослыхпарнейиз других стран. Но и со школьниками подружил- ся сразу. – Russo? – спросили они пер- вым делом. – Si! Si! – ответил я, и мои собе- седники одобрительно закивали. Оказалось, жители Страны апельсинов очень любят русских. А вот к румынам и албанцам от- носятся без особого интереса. Быть может, потому что у них нет светлых волос и голубых глаз, ко- торые итальянцы считают идеа- лом красоты? Первое время в новой школе мне нравилось. В каждомкабине- те на партах стояли ноутбуки. Пи- шущими ручками почти не поль- зовались, в основном набивали тексты на клавиатуре. На уроках я с дрожью вспоминал ноющую боль в кисти правой руки от бес- конечных записей на лекциях в университете. Всем классом мы часто ходили в школьный кино- зал смотреть на большом экра- не познавательные фильмы. Если изучали историю каких- нибудь памятников, то по- сле обязательно ездили на экскурсии в другие горо- да, чтобы увидеть их свои- ми глазами. А ещё нам да- вали интересные задания. Например, надо было про- читать в Интернете статью (скажем, о войне в Ираке) и оставить свой коммен- тарий. Учитель потом проверял и особенно высоко оценивал са- мые оригинальные размышле- ния своих воспитанников. Понравилосьмне иотношение ребят к детям-инвалидам, кото- рые учатся в каждом классе. Не раз видел, как мальчишки помо- гали сверстнику в инвалидной коляске добраться до кабинета или завязать шнурки. Но, конечно, в итальянской школе были и своиминусы... Куда же без них? К примеру, математические за- дачкимоих однокашниковрешил бы и русский восьмиклассник – программа образования тампро- ще. Да и сами ребята относятся к учёбелегко. Нет уних, как унаших мальчишек и девчонок, горячего стремления к золотым медалям и красным дипломам. Ведь после окончанияшколымногиепродол- жают дело, начатое родителями: трудятся в семейной пиццерии или ремонтируют обувь в домаш- ней мастерской. Потому и в уни- верситеты поступают немногие. На лекции умолодёжипростонет времени–надоцелымиднямипо- могатьмамеипапе. Всенеобходи- мые навыки они получают в про- цессе работы. А, как известно, на- сыщеннаяпрактиканичуть не хуже сухой теории. Благодаря преемствен- ностипоколений (и этопо- радовало больше всего) в Италии дружные семьи. У них есть замечательная традиция – каждую не- делю собираться вместе за большим столом, не- смотря на дела и заботы. Мамы и папы, бабушки и дедуш- ки, братья и сёстрыделятся ново- стями, обсуждают фильмы, кото- рые успели посмотреть. И вот на таких тёплых, домашних вечерах ребята постигают науки, которые всех важнее, – семейные... ...Целый год я проучился в ита- льянской школе. А спустя два года мы вернулись на родину. И, знаете, если б это было возмож- но, я привёз бы оттуда все плю- сы образовательного процесса, чтобыприсоединить их к плюсам российских школ. Думаю, тогда наши ребята наперегонки бежа- ли бы в дома знаний. Дмитрий ТКАЧ, г. Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz