Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.

12 Э то первое, что пришломне на ум, когда я увидел раз- рисованныепёстрыми (а главное, непонятными) картинкамистены. Я уходил всё дальше вглубь по- сёлка Сырский Рудник. Там, в га- раже, подальше от посторонних глаз, находится «штаб-квартира» художников-граффитчиков. Из- редка они совершают «дивер- сии» и разрисовывают стены жи- лых домов или гаражей, но та- кое бывает редко. В основном занимаются «украшательством» своей территории. Там нет не- довольных уличным искусством жильцов, называющих художни- ков вандалами, ипотому никтоне отвлекает от творчества. Признаюсь, о граффити как о форме художественного самовы- ражения я знал очень мало. Точ- нее, ничего. В моём представле- нии был лишь стереотип – груп- па подростков, которые от безде- лья разукрашивают стены, стара- ясь просто привлечь к себе вни- мание. И в ожидании знакомства задавал себе вопрос: «Останется ли моё представление об улич- ных художниках прежним или изменится?». Я ожидал увидеть разукрашен- ный яркими рисунками гараж, но ошибся. Он оказался обыч- ным, металлическим, пройдёшь мимо – не обратишь внимания. Граффитчики соблюдали пол- ную конспирацию. Возле дверей меня уже ждал Андрей – один из художников. – Так что такое граффити? Ис- кусство или вандализм? – я сразу прыгнул с места в карьер. – Смотря для кого, – спокойно ответил Андрей. – Пойдём. Мы зашли в гараж, и я замер. Серый снаружи, он буквально пе- реливался всеми красками вну- три. Стены, потолок были полно- стью разрисованы. – С этого всё началось, – ска- зал художник. – Несколько лет назад мы с друзьями каждый ве- черпропадали здесь, училисьри- совать. На стенах столько слоёв краски, что я и сам не могу под- считать. Только после долгих тре- нировок стали «выходить в свет». Я лишь задумчиво кивнул. – А тебе известно, что граффи- ти былошироко распространено на Руси? Об этом мало кто знает, но первые рисунки и слова появились на стенах собора Святой Софии в Киеве. Кто- то обращался ко Всевышне- му с молитвой, а некоторые, в основном торговцы, укра- шали стены словами «здесь был такой-то», – продолжал Андрей. После краткого историче- ского экскурса мы пошли зна- комиться с территорией. Ху- дожник захватил с собой рюк- зак. На гаражах мелькали ма- ленькие простенькие рисун- ки. «Дети балуются», – пояснил Андрей. И вот на кирпичных и бетонных стенах я увидел творе- ния граффитчиков. В основном английские слова, относящиеся к хип-хоп культуре и брейк-дансу. – Эти течения тесно связаны, – заметив моё удивление, сказал Андрей. – У них общие корни. Когда-то давно всё это было од- ним видом искусства, но со вре- менем разделилось на три само- стоятельных. Кстати, на создание одного рисунка уходит от трид- цати минут до нескольких меся- цев. Зависит это от мастерства граффитчика имасштаба работы. Можно, конечно, использовать готовые трафареты, но… лично мне это не нравится. Фальшиво и нет души. Хочется быть художни- ком, а не трафаретчиком. Андрей достал из рюкзака не- сколько баллонов с аэрозольной краской и принялся доделывать рисунок. А я разглядывал другие творения и думал: «С одной сто- роны, уличное художествовыгля- дит красиво и необычно, а с дру- гой… Уместно ли оно на жилых домах? Или всё же пусть остаёт- ся на задворках? Вандализм это или художество?» Уже по дороге домой, осмыс- лив увиденное, я сумел опреде- лить, чем для меня явля- ется граффити. А что думаете вы, читатели «На вырост!»? Павел ЖУКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz