Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.
12 ПОБЕДИТЬ ЛЕНЬ. «Тетис» – пластический театр Елецкого государственного уни- верситета имени И. А. Бунина. За- нятия в нём входят в программу факультета дополнительной про- фессиональной подготовки. Каж- дый год, в октябре, когда объяв- ляется набор, разнопёрые нович- ки маленькими стайками или по одному вступают в ряды актёров. Приходят вчерашниешкольницы, которые с детства мечтали танце- вать и не смогли воплотить меч- ту в родных деревнях. Следом за ними подтягиваются юноши, ко- торым нравится быть на виду. За- глядывают ипростолюбопытные. Надежда Вадимовна Каза- заева , создатель и бессменный руководитель театра, принимает всех. Правда, после первого за- нятия ряды «новобранцев» зна- чительно редеют. Ребята «зава- ливают» первый и главный экза- мен – не могут победить лень. Им не хочется три вечера в неделю отдавать тренировкам, которые продолжаются по 4–5 часов. К тому же, чтобы добиться резуль- тата, надо потратить много сил и эмоций. Особенно тем, кто никог- да не занимался спортоми актёр- ским мастерством. Зато, если человек втянулся, без театра он себя уже не пред- ставляет. Весь свой распорядок он подстраивает под расписание тренировок, котороенеменяется вот уже десять лет (ровно столь- ко существует «Тетис»). Даже ор- ганизмактёров привыкает к тому, что в пять часов вечера по поне- дельникам, средам и пятницам Если молчание – золото, то актёры пластического театра – богачи. В их постановках нет слов. А речь они заменяютязыкомдвиженийтела. Любовь иненависть, страх иболь – всё можетобъяснить и передать этотязык. Но, чтобы овладеть им, прежде надо овладеть собой. И в первую очередь – ему надо начинать «пахать». Если же труда физического нет, обра- зуется пустота. Иеё заполняет ду- шевная тоска... Обучение в театре длится два года. Но почти все студенты про- должают заниматься у Надежды Вадимовны до защиты дипло- ма. Были и такие, кто поступал в аспирантуру, лишь бы продлить актёрскую жизнь. Лена Мокеева про аспиран- туру пока не думает. У неё есть целый год до вы- пускного. Но при мысли о расста- вании с «Тети- сом» сердце де- вушки замира- ет. Сейчас она с улыбкой вспо- минает, как три года назад начи- нала занимать- ся в театре. Тог- да многое каза- лось сложным, непонятным. И труднее всего ей было ОСВОБОДИТЬ ЧУВСТВА. Воспитанники Надежды Вади- мовны постоянно трудятся над этим. Потому что актёр, кото- рый не может показать эмоции, потерян для театра. Тем более – для пластического. Тут слово – лишь сырьё. Фантазия режис- сёра перерабатывает его в дви- жения и мимику. Единственным инструментом общения со зри- телем остаётся актёр. А его вер- ным помощником – язык движе- ний тела. Возможности этого языка безграничны. Пластика не связа- на строгими канонами, как балет. Можно вывернуться наизнанку, станцевать самбу, рухнуть на пол. Главное – зажечь в себе нужное чувство и выплеснуть его наружу. Конечно, сделать это непросто. Каждый человек привык хранить свои эмоции в коробочке и выпу- скатьих на волючерез тоненькую щёлочку. Правда, иногда поми- мо желания щель превращается в расщелину, и через неё столько вырываетсянаружу... Прямоящик Пандоры получается! Чтобы актёры «Тетиса» не пе- регибали палку на сцене, Надеж- да Вадимовна требует строго до- зировать эмоции во время репе- тиций. У студентов даже есть спе- циальное упражнение для этого: к примеру, перевеселить весе- лье или пересилить силу. И ещё – наставница всегда просит по- казывать одно и то же чувство по-разному. Надежде Вадимовне вообще не нравятсяштампы. Потому и ак- тёрам она часто даёт неожидан- ные роли. Так, Света Бородина , самая добродушная в коллекти- ве, в спектакле «Легенда о красо- те» стала ЗлойДамой, которая не- навидит весь мир. Девушка долго не могла смириться с этим. «Как так, – переживала она, – ведь я не злая!» – «Все чувства должны быть подвластны тебе!» – убеж- Надежда Вадимовна и её воспитанники.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz