Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.
11 ние школьники, упиваясь кро- вопролитными картинами, после которых в глазок собственной двери заглянуть страшно? Помню, как я снисходительно улыбалась в ответ отцу, когда он возмущался моим незна- нием кинематографа 30-х го- дов. «Папа, сейчас совсем дру- гое время, мы подкованы ина- че, – внушала я. – Вот ты, к при- меру, не знаешь современной эстрады». – «Но без вчера нет завтра!» – отвечал он… И вот теперь, глядя на ны- нешних девятиклассников, я снова вспомнила, как пере- живал отец, видя мою улыбку. Сейчас они тоже начнут дока- зывать, что «подкованы ина- че». Что картины, скульптуры, фильмы того далёкого вре- мени давно канули в Лету и люди живут совсем другими заботами… ВЧЕРА И ЗАВТРА …Елена Ивановна включи- ла несколько фонограмм ста- рых советских песен. «Легко на сердце от песни весёлой, она скучать не даёт никогда…» Члены жюри, сидящие, как и я, за задними партами, тихонько подхватили знакомые слова. И было заметно, что к каждому из взрослых вслед за песней при- шло воспоминание о стройотря- дах, субботниках, чёрно- белых «Весёлых ребя- тах», на которых хо- дили по двадцать раз и сходили бы в двад- цать первый. А старшеклассни- ки, напротив, сиде- ли молча, ведь у них не было этих вос- поминаний . Но лица мальчишек и девчонок отнюдь не казались снисходительно- улыбающимися… Когда смолкли последние ак- корды и Елена Ивановна спро- сила, кому из ребят знакома пес- ня, неожиданно поднялся лес рук. Старшеклассники загово- рили. Они рассуждали об основ- ных чертах социалистического реализма. И что удивительно: в каждом ответе звучала семейная история. У одного «Марш весё- лых ребят» пела бабушка. У вто- рого – дедушка осваивал целину, и песня помогала ему работать… Эпоха, которую не застали эти мальчишки и девчонки, была жизнью родных им людей. Ко- нечно, можно сослаться на то, что сейчас другое время, и не слушать рассказы родителей. Но они слушают, понимая, что без вчера не настанет завтра. *** Прозвенел звонок. И де- вятиклассники опять удиви- ли. Они подарили Елене Ива- новне букет роз – в благо- дарность за знакомство, ин- тересный урок и искренний разговор. Конечно, можно возра- зить: мол, этот красивый жест наверняка подсказали взрос- лые. Может быть, и так. Но, если бы лебедь рвался в об- лака, щука тянула в воду, а рак пятился назад, подсказка вряд ли была бы услышана и так красиво воплощена... И – о мастерстве учителя. Елена Николаевна не просто предложила интересную тему урока. Она сумела сделать так, чтобыэта тема вызвала отклик. Заканчивая записи, хотела бы сказать ещё вот что. Конеч- но, двум разным эпохам не дано встретиться. И так устроен мир, что разные поколения видят раз- ную историю. Но мой папа был прав. Без вчера не настанет зав- тра. Главное – чтобы отцы и дети слушали и слышали друг друга. И тогда все уроки об эпохах пой- дут впрок. С офья МИЛЮТИНСКАЯ, фото автора. Елена Ивановна Гусак , учитель истории школы села Бра- товщина Долгоруковского района; Ольга Васильевна Аксёнова , учитель начальных классов школы села Хрущёвка Липецкого района; Дмитрий Сергеевич Киселёв , учитель информатики шко- лы села Песковатка Грязинского района; ЮлияНиколаевнаПлотникова , учитель английского язы- ка школы № 2 села Каликино Добровского района; Нина Васильевна Павлова , учитель истории гимназии № 12 г. Липецка.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz