Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.

10 ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ П оследний раз я сидела за партой почти тринадцать лет назад. И, посматривая на ны- нешних учеников с высоты про- житой чёртовой дюжины, дума- ла, что ишкольную-то програм- му знаю-то назубок, и учиться- то в доме знаний мне больше нечему. Но…права была Джейн Эйр, тысячу раз права! Преи- мущество одного человека пе- ред другим измеряется не го- дами, а опытом и уроками этих лет. И хотя уроков в моей жизни было уже немало, я благодарна судьбе ещё за один, усвоенный благодаря первому этапу об- ластного конкурса «Учитель года-2010» . Сейчас, когда я пишу эти строки, объявлены результа- ты только первого этапа. На нашей Доске почёта вы видите имена пятерых финалистов, 31 марта они боролись за звание абсолютного победителя. А вы, дорогие читатели, открыли этот выпуск 6 апреля, когда позади уже и второй, заклю- чительный, этап. Те- перь вы понимаете, почему на этих стра- ницах я не назвала аб- солютного победите- ля. Когда выпуск сда- вался в печать, он ещё не был известен. Урок, о котором я расскажу, прошёл в липецком 66-м экологическом ли- цее . Как, впрочем, и остальные девятнад- цатьоткрытых уроков, которые дали учителя (записи журналистки, которая недавно стала ученицей девятого класса) городов и сёл нашей области. Со- гласитесь, задача не из простых – за сорок минут объяснить не- знакомым ребятам новую тему, да ещё так, чтобы эта тема их увлекла… ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА В ожидании звонка я села за последнюю парту. Вспомнилась басня о лебеде, раке и щуке. По- думала, что лебедь – это образ учителя. Он мечтает открыть ре- бятам высокий мир знаний и тя- нет воз в облака. А рак – нынеш- ние старшеклассники – в ответ пятитсяназад. Недаромстарушки около подъездов хором сетуют на то, что молодёжь сегодня ра- стёт, как трава в лесу: день прой- дёт – и ладно. Щука, спешащая в воду, – родители. За семейными ужинами говорят о том, что ве- сти себя надо, как в книжках на- писано, а чем родное чадо живёт и куда пятится, не разумеют. То ли времени не хватает во всёмразо- браться, то ли просто не видят, что «воз и ныне там». …Прозвенел звонок. В каби- нет вошёл девятый класс, а че- рез минуту – учитель истории и обществознания школы села Братовщина Долгоруковского района Елена Ивановна Гусак . На доске – тема урока: «Социа- листический реализм». На пар- тах, кроме тетрадей и остальных атрибутовшкольника, – фотогра- фииизвестных скульптурсереди- ныпрошлого века. Навожу глазок фотоаппарата: на первой парте «поселились» «Рабочий и колхоз- ница». Рядом – памятник Мак- симу Горькому, установленный в НижнемНовгороде. Позади – композиция «Мир» на куполе Волгоградского планетария… Урок начался, «лёд тронул- ся», а что случилось с возом, говорить пока рано. ЕленаИва- новна стала рассказывать о том, что работы, которые ребя- та видят на фотографиях, при- надлежат известному в про- шлом веке скульптору – Вере Мухиной. Именно эти памятни- ки можно назвать конкретным примером социалистического реализма. ОТЦЫ И ДЕТИ Услужливый свидетель – память – сразу же нарисова- ла в воображении заставку советского кино, снятого на студии «Мосфильм». На тёмном фоне появляются «Рабочий и колхозни- ца». Мы, школьни- ки восьмидесятых, воспринимали это как своеобраз- ный знак ка- чества – бу- дет интерес- но. Не зная, как называ- ется студия, ориенти- ровались на памят- ник Мухиной (не всегда, впрочем, вспоминая её фа- милию). А на что смотрят нынеш-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz