Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.
7 А н т о н М а р с о в . Р о м а н И в а н н и к о в . В згляните, какую карикату- ру неизвестного автора я недавно увидел в Интернете. На- зывается она «Верные друзья». Два здоровенных дяди. Один – в белоснежном кителе с золоты- ми пуговицами, седые усы, труб- ка – налицо все признаки капи- тана дальнего плавания. Другой – в грязной спецовке, лицо в ко- поти, в глазах усталость и грусть. Это железнодорожник. Но ведь образ машиниста – сродни образу моряка – оку- тан романтикой . А где же она на этом рисунке?.. За ответом я отправился в елецкий про- фессиональ- ный лицей № 1. …У глав- ного входа г ус то рос ла «роща» железнодорожных зна- ков. Вдоль стен стояли рельсы. А в кабинетах грызли гранит науки будущие «короли локомотивов». Я познакомился с Антоном Мар- совым и Романом Иванниковым. Оказалось, они подружились здесь, в лицее. А когда учились в школе, то профессиюмашиниста представляли примерно так же, как и я, – суровый грохот шпал и романтика рельсов. Но уже в первые дни учёбы поняли, что к этому образу нужно добавить прочные знания математики, фи- зики, механики (релятивистской и нет) и сопротивления материа- лов. Да ещё изучить спецпредме- ты: правила технической экс- плуатации железных дорог, инструкции по сигнализации, вождение поездов, манёвры, пожарную безопасность... Кроме того, если ты посту- пил в лицей – не значит, что бу- дешь непременно машинистом. У каждого «водителя», к приме- ру, должен быть помощник, на плечах которого ремонт локо- мотива в пути, посадка-высадка пассажиров и много чего ещё. И сначала нуж- но выучиться имен- но на помощни- ка, отработать в этой должно- сти три года, а уж потом ша- г а т ь да льше по служебной лестнице. «Суха теория, мой друг», теперь расскажу и о практи- ке. То есть о тренажёре, с которым каждый день «об- щаются» лицеисты. Этопро- граммный комплекс, состоящий из важ- нейших узлов локомотива . Тут и пульт машиниста, и п а н е л ь приборов, и тормозные системы. Вот ты в «кабине». Пе- р е д г л а з а ми пульт управления. На экране высвечи- вается участок пути. Гу- док – твой «локомотив» тронул- ся. . . Рядом находитс я инструктор, к о т о р ы й вмешивает- ся в действия машиниста, про- веряя его профессионализм. Имитирует различные сигна- лы светофоров, препятствия на пути, неисправности... Си- туации максимально прибли- жены к реальным, от твоих ма- стерства и смекалки зависит судьба поезда и, конечно, бу- дущих пассажиров. Антон и Роман справляются с заданиями – когда лучше, ког- да хуже... Пока не хватает опы- та и смелости принять быстрое решение. Но в запасе у лицеи- стов ещё несколько месяцев… Глядя на них, я вспоминал того самого железнодорожника с ка- рикатуры. Но не потому, что Ан- тон и Роман похожи на него, – вовсе нет. А потому, что понял: карикатура не во всём верна. И капитан, и машинист – люди суровой судьбы. Профессии обо- их наполнены романтикой и риском, требу- ют огромной силы воли и му- жества – неспро- ста рисунок на- зван «Верные дру- зья». Но в чём тогда секрет улыбки первого и грусти второго? Мнений мо- жет быть много. Мне кажется, что у машиниста в тот день было не очень хорошее настроение. Мо- жет быть, он просто устал. А как по-вашему?.. Павел ЖУКОВ. «Верные друзья».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz