Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.
4 Г оворят, из окна мир не уви- дишь. Это, скажу я вам, за- висит от того, о каком окне идёт речь. А ещё от того, с какой сто- роны в него смотреть. Вот, например, окно лаборато- риирадиотехническогоконструи- рования липецкого центра детского технического твор- чества «Городской» . Мало кто из мальчишек способен прой- ти мимо него и ни разу не загля- нуть внутрь. Но… заглянешь од- нажды – «пиши пропало». Увидишь: сидят в комнате юные отроки разных воз- растов, в руках у них – ми- кросхемы, паяльники, ди- намики и прочие желан- ные мальчишескому серд- цуштуковины. Тут уждаже крепкая воля даст трещи- ну, ноги сами к двери пой- дут, а руки потянутся её от- крывать. Словом, налицо все признаки «железячно- электронного» плена. Впрочем, «железяки» и «штуковины» – слова для тех, кто к радиоэлектро- нике относится неуважи- тельно. А такого отношения к се- рьёзному делу руководитель ла- боратории Юрий Петрович Са- мохин не допустит. Сам он «бо- лен» радио с детства и может лю- бой приёмник с закрытыми гла- зами собрать. А его воспитанни- ки с первых дней учёбы заменя- ют «железяки» на транзисторы, резисторы, трансформаторы и другие технические термины. Чтобы легче было найти общий язык с теорией, Юрий Петрович даже новичкам сразу даёт прак- тические задания – непростые, но очень интересные и полез- ные. Так, спустя некоторое вре- мя (бывает, даже очень долгое, если задание трудное) рождают- ся изобретения… Вот обычныйвыключатель све- та. Нажал на кнопку – светло, ещё раз нажал – темно. А если у тебя в этот момент мокрые руки или влажность в комнате высокая, может и током стукнуть, и корот- кое замыкание произойти. Зна- чит, нужно придумать такой вы- ключатель, чтобы был послушен воздействию не механическому, а, скажем, звуковому. За эту задачу взялся девяти- классник Алёша Беломытцев . И ведь решил! «Самый безопас- ный выключатель» – так он на- звал своё изобретение – послу- шен любому пульту дистанцион- ного управления: от телевизора или, скажем, мультимедийного плейера. Если же пульта под ру- ками нет, можно просто хлоп- нуть в ладоши. А на случай нали- чия мозолей или надетых перча- ток, которые не хочется сни- мать, достаточно махнуть ру- кой рядом с «дрессированным» выключателем. Это изобретение у Алёши не первое. Он сделал «умный» улич- ный фонарь, который не нуж- но включать и выключать. Тем- но – он сам зажигается, светло – гаснет. Смастерил музыкальную шка- тулку – ко дню рождения мамы. Да ещё и так придумал, чтобы шкатулка несколько мелодий умела исполнять – на выбор! Всё-таки неспроста даётся че- ловеку определённая фамилия. Вот, к примеру, девяти- классник Рома Мастеров придумал и сделал «По- мощник садоводу». Пом- ню, в рекламе шампуня- бальзама говорилось: «Два в одном». А у Ромы полу- чилось три в одном. Во- первых, прибор измеряет температуру воздуха, жид- костей и сыпучих матери- алов – песка, земли и так далее. Нужно узнать, не «простудятся» ли огурцыи помидоры, если их сейчас посадить, – пожалуйста! Во-вторых, «помощник» умеет измерять количе- ство минералов, содержащих- ся в воде. Увидели вы родник – а вдруг в нём минеральная вода? Кроме того, не все минералы по- лезны для организма, и количе- ство и концентрацию их тоже нужно учитывать. А в-третьих, при помощи изо- бретения Ромыможно серебрить воду, то есть насыщать её ионами серебра. Как известно, такая вода помогает лечитьмногие болезни. В старину «серебрянку» делали просто: бросали в воду монеты и настаивали долгое время. Но ионизация в таком случае идёт медленно и не так эффективно. Юрий Петрович и Алёша.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz