Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.

В от как вспоминал об открытии школы в Ясной Поля- не один из учеников Толстого В. Морозов: «В 1858 году, ранней осенью, нас оповестили в деревне Ясная Поляна о жела- нии Льва Николаевича – «граха», как мы тогда его называли, – открыть школу в Ясной Поляне и о том, чтобы желающие дети приходили учиться, что школа открывается бесплатная. Я пом- ню, какая была суматоха. На деревне начались сходки, начались разные толки, суждения. – Как? Почему? Не обман ли какой? Махина не махонькая – учить бесплатно. Их, пожалуй, наберётся 50 ребят, а то и боль- ше…». К марту 1869 года в школе действительно обучались около 50 мальчиков и девочек. Но и это не всё. С помощью Толстого в Крапивенском уезде Тульской губернии была открыта 21 школа. Преподавали в них в основном студенты университета, которых подбирал сам Лев Николаевич. Эти задачки Лев Николаевич Толстой приду- мал для второклассников церковноприходской школы. Попробуйте и вы, дорогие читатели, «рас- кусить» логические путаницы великого писате- ля и учителя. *** Дюжина человек несут дюжину хлебов. Каждый мужчина несёт по два хлеба. Каждая женщина – по половине хлеба. Каждый ребёнок – по четвер- ти хлеба. Сколько было мужчин, женщин и детей? *** У троих крестьян – Ивана-большого, Ивана- среднего и Ивана-младшего – есть один мешок зерна. Они хотят разделить его поровну, а мерки нет. Иван-старший разложил зерно на три куч- ки на глаз и сказал: – Первую кучку возьми ты, Иван-средний, вто- рую возьмёт Иван-младший, а третью – я. – Ну, нет! – возразил Иван-младший. – Моя доля самая маленькая! – Будь нас только двое – я и Иван-средний, я бы сразу разделил! – говорит старший. – Рассыпал бы зерно в две кучки и предложил среднему бра- ту выбрать себе любую. Он взял бы, какую счёл нужным, а я уж оставшуюся. Все довольны были бы! А теперь как поровну разделить? Невдомёк было братьям, что выход всё-таки есть… *** Знаменитую среди нынешних математиков задачу про шап- ку мы около года назад опу- бликовали в рубри- ке «Семь пядей». Ответов пришло много, но правиль- но «раскусили» её только трое ребят. Сегодня мы повто- ряем эту голово- ломку вместе с ре- шением. На базаре кре- стьянин продавал шапку и просил за неё 10 рублей. К нему подошёл по- купатель и сказал, что купит шапку. Но у него есть толь- ко одна купюра – 25 рублей. Крестьянин пошёл к соседке и разменял у неё 25 рублей на 10, 10 и 5 рублей. Затем отдал покупателю шапку и 15 руб- лей сдачи. Вскоре к нему пришла соседка, сказа- ла, что 25 рублей фальшивые, и потребовала вер- нуть деньги. Крестьянин отдал ей 25 рублей. На сколько же обманул его покупатель?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz