Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.
С ложно создать в бронзе образ человека, который дав- но умер. Ведь скульптура, словно сосуд, должна со- держать в себе характер и суть изображаемого героя. А как прочувствовать глубину души того, кому ни разу не смотрел в глаза при личной встрече? И когда Владимир Михайлович Пахомов, главный режиссёр Государственного академиче- ского театра драмы имени Толстого, попросил меня сделать скульптуру Льва Николаевича, я не сразу взялся за работу. Прежде были долгие размышления и поиски... Чтобы попытаться уловить манеры Льва Толстого, я пе- ресмотрел множество фотографий. Вот он в гостях у сы- на – сидит на деревянных ступеньках крыльца, окружён- ный внуками. На других снимках то ловко играет с ребя- тишками в городки в яснополянском парке, то едет верхом на лошади по заснеженной дороге, крепко держась в седле. Смотрел и не уставал удивляться: на каждом снимке вели- кий писатель (граф!) в простой одежде – холщовой рубахе или тулупе. А обут в сапоги. Потом я перечитал не одно произведение Толстого. Где, если не в книгах, можно найти сокровенные мысли писате- ля? Заново открыл для себя глубину романа «Война и мир». Погрузился в тонкую психологию «Анны Карениной». Пе- режил приключения вместе с офицеромЖилиным из «Кав- казского пленника». Разумеется, побывал я и в Ясной Поляне, где жил Лев Ни- колаевич. Это было осенью, когда деревья уже нарядились в золото. Помню, бродил по дорожкам, застеленным ковра- ми из листьев, и представлял, что вот-вот покажется за по- воротом фигура писателя. Мы остановимся, пожмём друг другу руки и отправимся дальше по своим делам. Кажется, именно там, в усадьбе, я, наконец, понял, что изобразить Льва Толстого надо в простой широкой рубашке, перевя- занной широким поясом, свободных брюках и обязательно – босиком. Ведь от земли-матушки он получал силу. Оста- валось только воплотить идею в бронзе. ...И вот в день празднования 70-летия Государственного академического театра драмы скульптура Льва Николаеви- ча встречала в фойе потомков великого писателя. А две её маленькие копии я подарил. Одну – внучке Толстого Вере Ильиничне, которую она увезла с собой в Америку. Вторую – музею-усадьбе «Ясная Поляна». Потом я не раз возвращался к образу Льва Николаевича. Делал маленькие фигуры из гипса и бронзы, создавал скуль- птуру Толстого, сидящего на лавочке, композицию «Толстой слушает Игумнова». Но именно первый образ остаётся са- мым близким моему сердцу. Быть может, потому что я так долго шёл к нему?.. Ю рий Дмитриевич ГРИШКО, скульптор, народный художник России, действительный член Российской академии художеств. Вера Ильинична Толстая рядом со скульптурой своего деда. Эту скульптуру Толстого можно увидеть в Липецком государственном театре драмы имени Толстого.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz