Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.

Продолжение на стр. 10-11. ваяния и зодчества. Она часто приглашала в ро- дительский дом своих товарищей по учёбе. Сре- ди приглашённых однажды оказался и Николай Павлович Ульянов. Он был молод и беден. Учил- ся на гроши. Помощи у родителей не просил, они и так в его родном Ельце едва сводили концы с концами. Как и многие его сверстники, Николай Павлович не раз задавал себе вопросы: как пра- вильно жить и что для этого нужно делать? Кто поможет ответить на эти вопросы? Конечно же, Толстой! Надо только увидеть и услышать его. «Мы все ждали от него ответов», – говорил через много лет Ульянов, вспоминая бедную юность. В тот памятный серый декабрьский вечер он по- дошёл к дому Толстых и не сразу ре- шился войти. Встретили его привет- ливо. Провели в столовую и усадили за обеденный стол. Вошёл Лев Николаевич. Окинул всех проница- тельным взглядом и мол- ча стал есть свою кашу. За столом было шумно. Все о чём-то говорили. Ни- колай Павлович, забыв о еде, смотрел на Толстого. Художник ведь не столько слушает, сколько смотрит. Вот только смотреть мо- жет всякий, а видеть дано не каждому. Вернувшись в своё бедное жилище, Ни- колай Павлович подроб- но записал своё первое впечатление: «Лицо Тол- стого при верхнем осве- щении лампы: ясно вы- ступали бугры лба, гру- бая лепка носа и скул, глазные орбиты с раз- лившейся в них тенью, в которых тускло мерца- ли две затаившиеся маленькие точки. Глаза не светились, прятались под нависшими бровями. Толстой казался то ли патриархом, то ли «лесо- виком», который весь был в бороде, то ли уста- лым человеком». В первый свой приход к ТолстымНиколай Пав- лович так и не решился заговорить с Львом Ни- колаевичем. Потом он и другие студенты не раз бывали у него в доме. «Мы все хотели отогреть- ся у его огня», – вспоминал художник. Часто он ловил на себе внимательный взгляд Толстого. «О чём думает сей- час этот великий старец? – спра- шивал себя Ни- колай Павлович. – Говорят, чужая душа – потёмки, а он видит меня насквозь». Че- рез какое-то вре- мя Николай Пав- лович освоился и наконец осме- лился заговорить с Толстым. Эти беседы запали в его душу на всю жизнь. Частым гостем в доме Толстых был известный художник Николай Николаевич Ге. Лев Никола- евич дружил с ним много лет. Как-то они ожив- лённо беседовали и не сразу заметили, что Улья- нов быстро-быстро делает карандашом набросок. Дома он доработал рисунок. Ныне ульяновская работа «Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге» хранится в Го- сударственном музее Толстого в Москве. Наш земляк Николай Павлович Ульянов (1875- 1949) стал выдающимся живописцем, рисоваль- щиком и театральным художником. На художественной выставке в Петербурге Тол- стой обратил внимание на картину «Умирающая». Сюжет картины был невесел. В бедной крестьян- ской избе умирает молодая женщина. Осиротели её маленькие детки, сгорбился от горя муж, пла- чет старая бабушка. Лев Николаевич был потря- сён, растроган. Долго-долго стоял он перед карти- ной. А потом попросил познакомить с её автором. Так они и встретились – великий писатель и на- чинающий художник Николай Васильевич Орлов Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге. Рисунок Н. П. Ульянова. Н. П. Ульянов. Л. Н. Толстой за работой в кабинете. Художник Н. Н. Ге.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz