Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.
на. Если присмотреться к витиеватым буквам, можно разобрать, кого и от чего спасло небесное заступничество русского Златоу- ста. Представлен на выставке и подробный план монастыря се- редины 19 века. Оказывается, в то время здесь были два коню- шенных двора – гостиный и монастырский. А ещё большой сад, дом для бурсаков, колодец и караульня. Наверное, тем, кто хоро- шо знаком с современными постройками Третьего Иерусалима, этот план стал особенно интересен. Через открытки, литографии и снимки протянулась история мо- настыря – от благоденствия к упадку и вновь к процветанию. Гля- дя на запечатлённые моменты, сердце то замирает от восхищения, то начинает учащённо биться от щемящей тоски. До начала 20-х годов прошлого века внешний облик обители и внутреннее убран- ство кафедрального собора вызывают восхищение и благоговей- ный трепет. А вот на снимки, сделанные после 30-х годов, больно даже взглянуть. Разрушенная колокольня, обшарпанные стены хра- ма Рождества Пресвятой Богородицы, груды мусора... И как же от- радно смотреть на кадры 90-х годов! Вот запечатлено самое значи- мое событие – возвращение мощей Святителя Тихона Задонского. А дальше – только движение к возрождению! Многие экспонаты посвящены великому святому. Сотрудники Ли- пецкой областной универсальной научной библиотеки подгото- вили часть трудов русского Златоуста. Из областного краеведче- ского музея принесли чудом сохранившуюся икону с изображением двух Святителей и чудотворцев – Тихона Задонского и Митрофана Воронежского. А народные художники РоссииЮрий Гришко и Алек- сандр Вагнер представили на выставке бронзовый и медный обра- зы святого. Э кспонаты, повес твующие об ис тории Рождес тво- Богородицкого монастыря, стали частью выставки. Во всём великолепии раскрылось перед зрителями и творчество мастеров, по- свящённое Святой Церкви. Ведь православие на протяжении многих веков наполняло нашу культуру, выделяя её особой одухотворённой красотой. Даже семь десятилетий безверия не сумели подавить в твор- честве отражение Божественного и Вечного. Выставка показала это. Например, картина «Звонарь» написана Евгением Сальниковым в смутные 90-е годы, когда многие храмы ещё стояли разрушенными. Да и остальные работы были созданы не для экспозиции, а по велению души. Вот «Весёлый денёк», пропитанный солнцем, а вот «Весенний пейзаж со старушками», звенящий ручейками. И на каждом полотне обязатель- но храм! Зрители рассматривали их и улыбались. А ещё долго не отхо- дили от резных икон Эльвиры Вознесенской, с восхищением ходили вдоль икон деисусного чина, которые создали супруги Марченко... А мне очень понравились работы умельцев-любителей, представ- ленные в отдельном зале. И особенно восхитили изображения свя- тых мест, написанные темперой на бересте. Даже захотелось от- правиться в деревню Лявля Архангельской области, чтобы воочию увидеть часовенку Николая Чудотворца. ...К сожалению, сейчас, когда вы держите в руках «Золотой клю- чик», выставка уже завершает свою работу – закроется она девя- того сентября. Но у вас ещё есть целый день, чтобы успеть напол- нить душу чистой и тёплой радостью. Поторопитесь! Алёна КАШУРА. «Святой Георгий». В. Челядин. «Монах». Г. Кривопусков. «Врата». А. Вагнер.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz