Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.

Р абочий день боль- шинства жителей Берлина начинается с по- ездки в метро. Для немцев это давно стало привычкой, поэтому ничего интересно- го они там не замечают. А вот русские туристы сразу об- ращают внимание на особенности подземного транспорта в столице Германии. К примеру, на- зывается метро «U-Bahn» и станции выглядят совершенно иначе, нежели в Москве. Но глав- ное, туннели расположены близко к поверхности земли – песочный грунт не позволяет инжене- рам копать глубоко. Лишь в одном месте много лет назад строителям удалось победить приро- ду. В результате получились холодные, низкие помещения. И – ненужные людям. Про них вспомнили только в конце Второй мировой войны, когда Берлин начали бомбить с воздуха. И тогда подземные коридоры превра- тили в бомбоубежище. А теперь, спустя 65 лет, сюда можно прийти на экскурсию. Узнав об этом, я даже не поверила: возможно ли, чтобы рядом с привычными станциями нахо- дились глубокие подземные туннели? Оказалось, возможно. Вход в них охраняет маленькая сталь- ная дверь зелёного цвета. Пока мы с группой ту- ристов ждали своей очереди, чтобы войти в бун- кер, я рассматривала людей, спешащих по своим делам, и думала: а знают ли они тайну этой не- взрачной две- ри? Ведь когда- то и я так же пробегала ми- мо неё... Ивотнасвпу- стили. Все сра- зу почувствова- ли – бункер не просторный, но с хитрыми зако- улками. Гид тут же подтвердила нашу догадку: когда исследо- ватели впервые попали в эти ко- ридоры, то це- лых три часа ис- кали выход. Те- перь повсюду висят указате- ли, и надо очень постараться, что- бы заблудиться. На стенах каждой комнаты написа- но, сколько чело- век в ней может находиться. Но количество лю- дей всегда пре- вышало нор- му. В бункере скрывалось боль- ше трёх с половиной тысяч людей, хотя рассчитан он на полторы тысячи. При этом на всех было лишь десять женских и пять мужских туалетов... Я вдруг представила тех людей, которые много лет назад сидели здесь в темноте, дрожа от страха. И боялись не только за свои жизни, но и за дома – после бомбёжки каждый мог остаться на улице, с одним чемоданчиком размером с сумку для со- временного ноутбука (много вещей брать в бун- кер не разрешали). И когда я присела на лавочку, на которой когда-то пережидали налёты жители Берлина, мне показалось, будто сейчас идёт вой- на и над нашими головами вот-вот разорвётся снаряд. Стало очень страшно. Вдруг наш гид попросил одну девочку встать к стене и посветил на неё ярким фонарём. А ког- да она отошла, всем показалось, будто её тень приклеилась к стене. Оказалось, бомбоубежище окрашено краской, которая впитывает в себя свет и блестит в темноте. В годы войны это помога- ло прятавшимся под землёй: если электричество отключалось, можно было спокойно, без паники, отыскать выход. Вот такое радостное изобрете- ние было придумано немцами для подземелья. Но зачем, зачем немецкие солдаты принесли столь- ко горя на земле? ...Когда мы вышли из туннелей, на земле, в Бер- лине, жизнь шла своим чередом. Казалось, на све- те никогда не гремели взрывы и осиротевшие де- ти не плакали над убитыми родителями. Как хо- чется, чтобы война осталась в прошлом навсегда! С аша РОЗЭ, школьница из Берлина. Во и н-освободитель – монумент в берлинском Трептов-парке. Скульптор Е. Вучетич. В центре композиции фигура советского солдата с опущенным мечом и ребёнком на руках, стоящим на обломках свастики. Считается, что прототипом для скульптора послужил солдат Николай Масалов, спасший немецкую девочку во время штурма Берлина. Подразумевается, что меч в руках у солдата является тем же мечом, который поднимает Родина-мать на Мамаевом кургане в Волгограде.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz