Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.
Ок ончание на страницах 20 – 21 . …От них-то и пошёл род людской… Скандинавский эпос «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию», – писал Константин Георгиевич Паустовский. – Скажите вслух: «ясень» – и почувствуете, как это слово дарит ощущение сия- ния и ясности. А вот строки из словаря живого великорусско- го языка Владимира Ивановича Даля: «Де- рево, у которого ред- кие листья, много просвету». Действи- тельно, через ажур- ную крону ясеня даже летом проступает синь неба. А осенью она просто сияет золотом! Латинское родовое название ясеня более строгое, обыден- ное – «fraxinus». Оно происхо- дит от греческого «fraxis», что значит разделять. О каком разделении идёт речь, до конца непонятно. Ботани- ки считают, что в на- звании «спрятался» характер сложных непарноперистых листьев дерева, со- стоящих из 7-13 отдельных ли- сточков. Исто- рики связывают это название с древнейшей «обязанностью» ясеня. В старину он служил по- граничным деревом на полях и таким образом разделял зе- мельные участки. Правда, рус- ские, греки и римляне сажали на межах ещё и дуб, и вяз, но всё-таки чаще всего – ясень, стройный, высокий, хорошо за- метный издалека. Поэтому и ви- довое латинское название ясе- ня обыкновенного «excelsior», то есть «высокий». Николай Васильевич Гоголь говорил: «Иное название драго- ценнее самой вещи». Действи- тельно, бывает и так. Но только если речь идёт не о ясене. По мнению древних греков и скандинавов, это – мировое древо, благодаря которому су- ществует всё и вся. «Ясень боль- ше и прекрасней всех деревьев. Ветви его простёрты над миром и поднимаются выше неба», – говорилось в древних мифах. Именно под этим деревом соби- раются боги, «там всякий день вершат они свой суд…». Ска- зания утверждали, что ясень – наш прародитель. Вот как опи- сывали начало человеческой истории древние скандинавы: Зевс .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz