Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2010 г.

1 28 Елецким кружевницам посвящается В одном небольшом королевстве жили маленькая девочка с бабушкой. Жили они в домике на тихой улочке и были так бедны, что у них иногда не было даже крошек, чтобы приветить весёлых воробушков за окном. Но, несмотря на бедность, в домике было очень чисто и уютно. На круглом столе, что стоял между двух окошек, лежала вязаная скатерть, на окнах развевались белые кру- жевные занавески, а деревянные полы были выскоблены ножом до янтарного блеска. В окна заглядывали ветки ста- рой раскидистой липы, в середине лета на широких подо- конниках сушился липовый цвет, и в доме весь год, даже в зимнюю стужу, пахло летом и солнышком. С утра до вечера в комнате звенели деревянные коклюш- ки – это бабушка плела незатейливое кружево из про- стеньких, дешёвых ниток, ведь дорогие нитки были ей не по карману. В конце недели бабушка продавала кружево на Н А УЗЕЛКАХ ПАМЯТИ Любовь к тончайшим воздушным узорам не обошла сторо- ной и провинциальный Елец… Точная дата рождения местного кружева – 1801 год. Это подтверждает сохранившееся кружевное полотенце со сло- вами «Сей плат шила дьяконова дочь Александра Иванов- на. 1801 год». Правда, в самом Ельце мастериц было немно- го, хотя городские мещанки и считались лучшими плетеями. А вот государственные крестьяне, потомки служилых людей, дружно подхватили это искусство. И вот почему... Сперва из шерстяной нити женщины готовили на больших коклюшках шнур под названием «гарус», который шёл на отделку солдат- ских мундиров. Когда армейскую форму изменили, спрос на шнур упал. И его место заняло кружево. Воздушные полотна, шали, украшения плели на заказ и просто так, продавая срабо- танное тут же, в Ельце, на женском рынке. Причём главными заказчицами были торговки кружевом, которые доставляли в провинцию и новые рисунки. Они, к примеру, завезли сюда из Вологодской губернии образцы сцепного кружева. МОДА Потокновыхмотивов захлестнулкружевниц. Подих влиянием стали постепенно исчезать истинно елецкие многопарные узо- ры, для создания которых иногда требовались сотни (!) коклю- шек. В рисунках появились элементы, чуждые провинциально- му стилю, ведь плели всё, что заказывали. Но были и плюсы... В конце 19 века елецкое кружевное производство занимало в России первое место по своему объёму! Более тридцати тысяч мастериц превращали обычные ниточки в тончайшее волшеб- ство. И всего в разных уголках Елецкого уезда хранилось более двухсот узоров, абсолютно не похожих друг на друга. НАУЧИТЬСЯ ВОЛШЕБСТВУ Чтобы делать ажурный товар, требовалось всё больше ка- дров. И вот в 1883 году в Санкт-Петербурге распахнула двери

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz