Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Золотой ключик (г. Липецк), 2009 г.

Сырная неделя Н евольно вспоминается русская широкая Масленица, или сырная неделя, бывавшая в начале зимнего перелома к весне, и следом за нею наступающий семинедельный Великий пост. Эта сырная неделя, по церковной терминологии «мясопуст», то есть полное воздержание от мяс- ной пищи, как подготовка к суровым и строгим дням Великого поста, первая неделя которого именовалась уже «сыропуст», когда не полагалось есть не только мяса, но и даже ни молока, ни масла, ни творо- га — одна только растительная пища вроде капусты, картофе- ля, редьки и огурцов. Но люди ещё и в далёкую седую старину нашли себе выход из усло- вий мясопуста и придумали блины да оладьи, которые со сметаной, да с икрой, да ещё кое с чем были достаточно приятны. И в конце концов из мясопуста, вместо воз- держания, получилась развесёлая неделя, особенно ближе к субботе. На Девичьем поле, где теперь зелёные скве- ры, где построены клиники, где стоит памятник Н. И. Пирогову, где выросли уже в наши дни но- вые великолепные здания, в прежние времена бы- ло много свободного места. Здесь на Масленицу Николая Дмитриевича Телешова — не столь уж известного русского писателя — на самом деле знают многие, у кого было доброе детство. Должно быть, и вам известна маленькая книж- ка Телешова «Ёлка Митрича». Поистине душеспасительный рассказ, прочтёшь — запомнишь на всю жизнь, и воспоминание это согреет в самую трудную минуту. А в своей книжке «Запис- ки писателя» Николай Дмитриевич описал московскую жизнь конца 19 — начала 20 веков. Вот что он рассказывает о масленичной неделе, которая в нынешнем году по православному кален- дарю начинается 23 февраля. и Пасху строились временные дощатые балаганы длиннейшими рядами, тут же раскидывались тор- говые палатки с пряниками, орехами, посудой, с блинами и пирогами; в неделю мясопуста устра- ивалось здесь гулянье, и тогда всё звучало, гре- мело, смеялось, веселилось, кружилось на кару- селях, взлетало на воздух на перекидных качелях. И громадная площадь кишела народом, преимущественно мастеро- вым, для которого театры в те време- на были почти недоступны. Чего здесь только не было! И тут и там гремят духовые оркест- ры, конечно скромные — всего по нескольку человек, громко гудят шарманки и гармошки, и без устали звонят в колокольчики «зазывалы», уверяя публику, что «сейчас представ- ление начинается»… А на балаганах, во всю их длину, развешаны рекламные по- лотна с изображением каких-то битв или необы- чайных приключений на воде и на суше. Мало того — на открытом балконе, почти под самой крышей, сами артисты, в разноцветных ярких костюмах, выходят показаться публике — всё для той же рекламы – и исполняют какой-ни- будь крошечный, минутный отрывок из предсто- ящей пантомимы. А в следующем сарае балаган- Б. Кустодиев. Масленица.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz